Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (318) | 15 марта 2010г.
 

Константин Титов:

Глава района должен быть в русле политики губернатора

Алеся Чурсаева

В свете предстоящих выборов, которые пройдут 10 октября практически во всех муниципальных районах Самарской обл., уместно обратить внимание на то, что основная масса глав пришла к власти еще при губернаторе Константине ТИТОВЕ. По сути, это была его команда на местах. Замена столь серьезного состава — дело не одного года. В то же время, как полагает Титов, замена не должна осуществляться только лишь ради самого факта замены. При этом он отмечает, что процесс обновления необходим. Об этих и других проблемах в интервью «Хронографу» рассказал член Совета Федерации РФ Константин ТИТОВ.

- Константин Алексеевич, на данный момент административная карта муниципальных районов позволяет сделать вывод о том, что, по сути, руководящие должности в районах занимают люди, которые начали работать в то время, когда вы были губернатором. На ваш взгляд, насколько серьезно этой осенью может измениться руководящий состав районов?

- Мировая практика и наша практика свидетельствуют, что на уровне муниципалитетов не ограничиваются сроки прибывания у власти. Сейчас многие районы отошли от всенародного голосования, и глава будет избираться из состава депутатского корпуса. Кому-то это нравится, кому-то не нравится. Лично мне ближе прямые выборы главы администрации района или мэра. Я эту позицию отстаивал, она во многих районах действует. Здесь все зависит от многих составляющих. Люди должны видеть, что глава поднимает район и у него хорошие контакты с областью. Это как в пословице: ласковый теленок двух маток сосет. Также сегодня многое зависит от партийной позиции. Партия должна оказать доверие, и она будет определять правильность выбора кандидатуры. Поэтому, если у него есть авторитет среди людей, он и праймериз, и выборы выиграет. Вот пример. Замечательный руководитель Клявлинского р-на Соловьев. Ему уже за 60, он снова пошел на выборы и снова их выиграл (март 2009 г. – Прим. Ред.). Хотя у него были периоды, когда он тяжело выигрывал, я ему помогал на выборах. Кандидата от Коммунистической партии приехали поддерживать даже из Чувашии и Ульяновской обл. Но мы сосредоточили усилия, вместе поработали, и он выиграл.

Последние выборы он выиграл с блеском, потому что люди увидели, что социально- экономические вопросы продвигаются. У любого главы администрации должны быть понятная позиция, партийная принадлежность, поддержка партии и региональная поддержка. Необязательно партии «Единая Россия», может, и другой партии, но не все умеют рассчитывать эти позиции.

- Формально вы отошли от власти в августе 2007 г. Однако, судя по тому, кто возглавляет основную массу районов, можно говорить, что эпоха вашего правления в 2007 г. окончательно не завершилась. Ощущали ли вы последние два года, что сейчас в непростое кризисное время команда в районах работает, руководит и добивается результатов?

- Это не совсем так. Глава района должен быть в русле политики губернатора и правительства. Добрые, дружеские отношения — это одна позиция. Позиция работы — это совершенно другое. Есть общие позиции. Это умение руководить, поддержать производство, в социальном плане поддержать людей. Умение широким взглядом определить социально-экономическое развитие территории. Эти знания и навыки необходимы любому руководителю. Будь то Титов во главе губернии или другой. Мы должны понимать: одна эпоха закончилась и началась новая. То, что было — это уже история, то, что сегодня — реальная действительность.

Считаю, что команда в районах добивается результатов. Люди работают, и работают энергично. Сравнивать кризисный период и докризисный — это неправильно с точки зрения экономической статистики. Это несравнимые показатели. Мы знаем, что засуха в 2009 г. очень серьезно повредила ситуации во многих районах области. При этом мы знаем, что обобщена была позиция интервенции государственных закупок зерна у сельчан. До конца эта позиция не отработана.

- На предстоящих выборах много новых кандидатов мы увидим?

- Я сейчас затрудняюсь сказать. Вот начнется выдвижение, тогда увидим. Но я думаю, что немного. В целом если смотреть по работе наших сельских районов и городов, то серьезные упущения есть в двух-трех сельских районах, если говорить о серьезных упущениях. С точки зрения городов — Самара. Это трудный и тяжелый город, здесь, конечно, есть проблемы. Если народ поверит, то, может, прежний глава будет решать все вопросы. Не поверит — будет решать новый.

- Анализ доходной части бюджетов муниципальных районов говорит о высоком уровне зависимости от различных субвенций и трансфертов из вышестоящих бюджетов. Во многих случаях доля этих средств достигает 70-80% от общего уровня доходов. О чем свидетельствует эта тенденция?

- Сегодня эта тенденция определена Бюджетным и Налоговым кодексами РФ. Поменять ее очень трудно, потому что центральная власть ее выстраивает с позиции вертикали. Поэтому я думаю, что в этом плане федерализма недостаточно и бюджетного федерализма тоже. Если мы говорим, что сегодня надо развивать малое предпринимательство, то тогда мы должны несколько пересмотреть наше отношение в рамках обеспечения ресурсами наших сельских районов. С другой стороны, достаточно серьезно отработана позиция трансфертов, субвенций, субсидий на территории. Главное, этот инструмент умело использовать. И если свою программу глава администрации в состоянии объяснить и доказать Министерству экономразвития и губернатору, то у него в этом плане ресурсы появляются. Но мне кажется, что должно быть больше самостоятельности, больше норматив от налогов. Это бы стимулировало глав администраций лучше собирать налоги. Способствовать лучшему администрированию, помогать налоговой инспекции в администрировании налога.