Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (318) | 15 марта 2010г.
 

Придадут ускорение

ОЭЗ поспособствует развитию логистики в Тольятти

Татьяна Никонорова

В конце февраля, во время представления губернатором Владимиром АРТЯКОВЫМ проекта социально- экономического развития Самарской обл., были официально озвучены некоторые параметры особой экономической зоны (ОЭЗ) в Ставропольском р-не Самарской обл. ОЭЗ предполагает многомиллиардные инвестиции. По оценкам экспертов, формирование ОЭЗ может дать толчок не только промышленному и жилищному строительству, но и формированию принципиально новой логистики в Тольятти.

Территория ОЭЗ площадью 660 га будет занимать кусок земель Ставропольского р-на, на границе с административной территорией г.о. Тольятти, в непосредственной близости к основной производственной площадке ОАО «АВТОВАЗ». В радиусе 20 км от территории ОЭЗ расположено несколько населенных пунктов Ставропольского р-на — Подстепки, Ягодное, Тимофеевка, Приморский, Хрящевка — с общим числом жителей свыше 20 тыс. человек.

Полтора года правительство Самарской обл. работало с федеральными ведомствами над созданием особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Ставропольском р-не. Сегодня в собственность области уже выкуплен земельный участок площадью 660 га, выполнены инженерно-геологические и инженерно-геодезические изыскания, подготовлены точки присоединения ко всем видам инженерных коммуникаций. К участию в проекте привлечены отечественные и зарубежные инвесторы, крупнейшими из которых являются госкорпорация «Ростехнологии», компания Pirelli, ЗАО «Группа Химэкс», ЗАО «Ренфорс — Новые Технологии» и др. Правительство Самарской обл. заключило соглашение с потенциальными резидентами о реализации инвестиционных проектов на территории ОЭЗ. Общий объем инвестиций на реализацию проекта ориентировочно составит 55,2 млрд р. В результате его реализации планируется создать 16,5 тыс. постоянных рабочих мест. По оценкам правительства Самарской обл., в ближайшие три года стартуют первые десять производств.

Освоение земель потребует развития инженерной инфраструктуры
Освоение земель потребует развития инженерной инфраструктуры

Ключевым достоинством земельного участка под ОЭЗ является его географическое расположение — с запада от границ Тольятти. С момента формирования первого генерального плана г. Тольятти западное направление считается одним из наиболее благоприятных для роста города. И в генеральном плане 1972 г., и в генпланах 1991 г. и 2004 г. это сохранялось. Более того, территориальная схема планирования Самарской обл. предполагает строительство моста через р. Волгу в непосредственной близости от с. Ягодного, а также жилую застройку в западной части города. Мост должен соединить территорию Тольятти и Ставропольский р-н с Шигонским р-ном и Сызранью и обеспечить бесперебойную транспортную связь в самарско- тольяттинской агломерации. По вполне понятным причинам до последнего времени строительство этого моста было непосильной задачей с финансовой точки зрения. Но сейчас развитие ТПТП и ОЭЗ могут послужить экономическими рычагами этого процесса. С существующим сейчас объемом перевозок уже перестает справляться как плотина Жигулевской ГЭС, так и прилегающие к городу железнодорожные ветки. Таким образом, можно достаточно смело предположить, что экономическое развитие ОЭЗ потянет развитие логистической инфраструктуры. В этом случае можно сказать, что Ставропольский р-н фактически станет воротами области. И Тольятти, по крайней мере, перестанет быть транспортным тупиком.

Комментарии

Василий ПРАВОСУД, главный инженер проектов ЦНИПП НПП «ЭкоГрад»

- С первого генерального плана предполагалось, что развитие города будет идти на запад, в сторону Волги. Потому что направление на восток, направление на север ограничивались химическими предприятиями, лесом, плотиной. Тогда сразу определили, что город пойдет на запад, вся стратегия, вся структура выстроена на этом... Ведь посмотрите, что получается. Сейчас разрабатывается проект технопарка, проект особой экономической зоны, и все они за пределами городской черты, в Ставропольском р-не. Получается, что жить работники должны в Тольятти, а работать в ОЭЗ. Понятно, что такая схема нежизнеспособна, поэтому о жилье имеет смысл начать беспокоиться сейчас.

- Какими вам представляются перспективы ТПТП?

- Когда мы готовили четвертый генеральный план г. Тольятти, мы получили письмо Владимира Перельштейна, в котором говорилось, что развитие промпредприятий в г. Тольятти не предполагается. Я открыто в этом усомнился, потому что имя Тольятти у иностранцев на слуху, без развития производства, на одном потреблении экономику города не выстроишь. К счастью, тогда с помощью бывшего губернатора Константина Титова удалось переломить ситуацию и добиться принципиального одобрения строительства завода автокомпонентов. И сейчас я верю в то, что ТПТП при грамотной концентрации производства, науки и инвестиций сможет вытянуть город экономически.

Владислав ДЕНИСОВ, и.о. главного архитектора Ставропольского р-на

- Что предполагается строить вблизи площадок ОЭЗ и ТПТП в Ставропольском р-не?

- Пока генеральные планы не утверждены, зонирование не утверждено. Но, скорее всего, там будет малоэтажная застройка.

- Какова позиция администрации Ставропольского р-на по вопросам реализации инвестиционных проектов в области строительства?

- Администрация района будет внимательно относиться к любым инвестиционным проектам.

- Какова судьба моста через р. Волгу в районе с. Ягодного? Проект пока актуален?

- Мы сейчас утвердили схему территориального планирования, которая предполагает строительство моста через Волгу на границе сельских поселений Ягодное и Подстепки. От этого проекта никто не отказывался. Вопрос упирается в финансирование проекта.

Геннадий МИТИЧКИН, директор ОАО РСК «Газинтер»

- Поскольку нашим основным направлением деятельности является развитие инженерной инфраструктуры на обозначенных территориях Ставропольского р-на и Тольятти, мы напрямую зависим от их темпов развития. В связи с этим внимательно следим за развитием ситуации вокруг становления ОЭЗ. Сейчас как раз тот самый классический случай, составляющий основу любого бизнеса: «Покупай, пока дешево, продавай, когда дорого». Это касается проектов, связанных со строительством, в т.ч. и в Ставропольском р-не, в г. Тольятти, и непосредственной близости от ОЭЗ. Этот же участок особенно привлекателен в связи с тем, что ОЭЗ будет развивать инженерную инфраструктуру в непосредственной близости. Рано или поздно в Тольятти все равно начнется всплеск инвестиционной активности, связанной в т.ч. со строительством. Логичнее всего такими проектами начинать заниматься загодя. Инвестиции по линии ОЭЗ в любом случае придут, т.к. государство уже вложилось в этот проект, выкупив под него земельный участок. Не менее важной проблемой для государства является и поддержка моногородов. На нашем городе сейчас отрабатывается пилотный проект по поддержке таких образований. Так что на определенную долю государственных и частных инвестиций, я думаю, мы можем рассчитывать.