Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (316) | 1 марта 2010г.
 

Таранов идет на таран

Из-за внедрения АСКП коммерсанты поднимут плату за проезд

Ксения Бахтина

В конце прошлого года руководитель департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи мэрии Тольятти Геннадий ТАРАНОВ представил на рассмотрение операторам городского коммерческого пассажирского транспорта проект договора на организацию перевозок по установленным маршрутам. Документ, который в ближайшее время должен быть подписан, вызывает возражения у перевозчиков, поскольку ставит их в крайне невыгодные условия.

Суть проблемы пояснил «Хронографу» Эдуард Тропинов (на фото), директор некоммерческого партнерства «Содействие перевозчикам- автоспециалистам» (НП «СПАС»), член общественного совета при СГД, секретарь первичного отделения партии «Единая Россия», представляющий интересы коммерческих перевозчиков. Вышеуказанный договор содержит пункт об обязательном внедрении в установленный срок на коммерческом транспорте дорогостоящего оборудования: АСКП (автоматизированной системы контроля пассажиров) и АСДУ (автоматизированной системы диспетчерского управления). И если данные системы на муниципальном транспорте внедряются за счет бюджетов различных уровней, то альтернативщикам придется осуществлять это за свой счет. На нововведении в коммерческих перевозках, по мнению участников рынка, якобы настаивает Геннадий Таранов.

Следует заметить, что в законе Самарской обл. №53-ГД (ред. от 03.04.08) «О пассажирском автомобильном и городском наземном транспорте в Самарской обл.» отсутствуют пункты об обязательной установке такого оборудования на коммерческом транспорте. Федеральное законодательство, которое регламентирует порядок установки допоборудования, по отношению к коммерческим организациям имеет лишь рекомендательный характер. В связи с этим Тропинов усматривает противоречие требований Таранова закону. «Мы против применения АСКП. Нет такого правового документа, который обязывал бы чиновников принуждать коммерсантов приобретать и устанавливать на маршрутках и автобусах дополнительные технические средства, — считает Эдуард Тропинов». — Соответственно, муниципальные органы не могут навязывать это коммерческим организациям, а тем более устанавливать жесткие сроки».

По мнению альтернативных перевозчиков, внедрение данной системы приведет к финансовым потерям. «Установка оборудования на одно транспортное средство стоит 27000 р. — объясняет Тропинов. -Есть предприятия, у которых порядка 100 автобусов и «газелей». Им придется потратить порядка 2,7 млн р. на АСКП. Если учитывать требование обязательной установки систем навигации, то расходы на новое оборудование для каждого транспортного средства составят около 40 тыс. р.

Где взять эти деньги? По нашим подсчетам (без учета текущих расходов), чтобы окупить затраты на приобретение АСКП, уйдет 20 лет. Учитывая, что 70% перевозок в Тольятти выполняются альтернативными предприятиями, все это может привести к развалу этого вида деятельности в городе».

Еще одна часть расходов — отчисления в ООО «Процессинговый центр пассажирского транспорта» (ООО «ПЦПТ»), которым руководит Владимир Струков, за услуги по инкассации, сбору и обработке данных. Кстати, по информации нескольких источников, Струкова и Таранова в прошлом якобы объединяла совместная работа в ООО «Лада-Консул». Хотя сам Таранов опроверг факт своей работы в ООО «Лада-Консул». Однако в этой организации работал Струков, а соучредителем ООО «Лада-Консул» числится Ольга Гаврилова, вместе с которой Таранов был соучредителем компании ЗАО «САТОЛ» до своего прихода в мэрию. Из этого следует вывод, что Таранов, как, впрочем, и Струков, относятся к одной группе лиц.

Другим немаловажным звеном, дающим основание говорить о наличии точек соприкосновения между Тарановым и Струковым, стало то, что среди учредителей ООО «ПЦПТ» значатся муниципальные пассажирские предприятия Тольятти. На их долю приходится 51% в ООО «ПЦПТ». Судя по данным ЕГРЮЛ, МП «Тольяттинское троллейбусное управление» принадлежит в ООО «ПЦПТ» доля 25,02%, а МП «ТПАТП-3» — 25,98%. Причем последняя запись в ЕГРЮЛ о составе учредителей ООО «ПЦПТ» была внесена 1 февраля 2010 г. Отрицать влияние Таранова на деятельность этих МП было бы глупо.

«В случае с АСКП из наших доходов порядка 7% будет вычитаться компанией Струкова и еще столько же теряться в ходе взаимозачетов, -рассказывает Тропинов. — Итого регулярные потери из-за виртуальной системы расчетов (не считая расходов на ремонт и замену оборудования) составят порядка 15%. Чиновники планируют установить также более низкую плату по «электронным кошелькам», чтобы стимулировать пассажиров пользоваться системой. При АСКП перечисления денег мы будем ждать неделями, а то и месяцами. В особенности это касается льготных проездных, по которым финансирование идет из федерального бюджета, а правительство губернии до сих пор не утвердило порядок получения перевозчиками компенсаций».

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод: представители малого бизнеса получат резкое снижение дохода и неизбежную убыточность. Единственным выходом для альтернативных перевозчиков в данной ситуации станет повышение цены за проезд, что будет способствовать росту социальной напряженности в Тольятти.

Комментарии

Эдуард ТРОПИНОВ, директор НП «Содействие перевозчикам- автоспециалистам»

- Чиновники не имеют права навязывать коммерческим предприятиям условия, которые противоречат закону. Внедрение системы АСКП оправдано лишь на муниципальных маршрутах. У коммерсантов нет проблем, связанных с безбилетниками. Непонятен смысл внедрения того, что нам не нужно, и лишь потому, что этого кто-то желает. Понятно, что кто-то будет получать доход от АСКП, а кто-то отчитываться перед другими чиновниками в успешной реализации проекта. Таранов продолжает настаивать на обязательном внедрении на коммерческом транспорте системы АСКП. Я задавал ему вопрос, почему он так этого добивается и на основании каких нормативных документов. Ответа от него я не услышал. До настоящего времени он не ответил и на наше официальное письмо от 5 ноября прошлого года (вх. №1986-ВХ14/2), содержащее предложения по внесению изменений и дополнений в договор. Взяв на себя обязательства по выполнению договора в нынешней редакции, мы заведомо ставим себя в сложные условия. Если пункт об АСКП не будет из него удален, мы будем решать вопрос на областном и федеральном уровнях.

Геннадий ТАРАНОВ, руководитель департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи мэрии г.о. Тольятти

- Я не настаиваю на включении пункта договора об обязательном внедрении АСКП и никому не навязываю заключение договора: он является добровольным. Но это процедура соглашения двух сторон, где все должно устраивать и перевозчика, и муниципалитет. В данном случае мы предлагаем тот проект договора, который прошел сейчас подготовку и процедуру согласования всеми структурами мэрии. Подписывать договор ради договора, который не дает ничего муниципалитету, -это не устраивает.