Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (139) | 13 июня 2006г.
 

Невосполнимая потеря

Совершено убийство заместителя гендиректора АвтоВАЗагрегат

Павел Соколов

8 июня было совершено убийство заместителя генерального директора по экономике и финансам ОАО «АвтоВАЗагрегат» Бориса СЕЛИВАНОВА. Примечательно, что практически все информагентства отреагировали на это убийство как на не имеющее очевидного повода быть заказным. Ссылка делалась на то, что в последние годы АвтоВАЗагрегат не был задействован в крупных скандалах. Между тем компетентные источники «Хронографа» характеризуют Селиванова как «носителя секретов», устранение которого можно расценить как попытку бросить тень на вице-губернатора Сергея СЫЧЕВА (на фото справа).

Убийство топ-менеджера ОАО «АвтоВАЗагрегат» случилось 8 июня в районе 8 ч. недалеко от его дома в 5-м квартале Автозаводского района. Нападавший нанес Селиванову несколько сильных ударов металлическим прутом по голове, после чего скрылся. Селиванов от нанесенных травм скончался. В феврале ему исполнилось 68 лет.

Несмотря на свой пенсионный возраст, Селиванов до последнего момента продолжал трудиться на одном из самых ключевых постов ОАО «АвтоВАЗагрегат» в должности заместителя генерального директора по экономике и финансам. «Если человек является грамотным специалистом, то такие люди ценны вне зависимости от возраста. На здоровье он никогда не жаловался. Был довольно-таки бодрый, энергичный. Фору мог дать даже пятидесятилетним», — охарактеризовал своего бывшего заместителя генеральный директор ОАО «АвтоВАЗагрегат» Александр Маштаков (на фото слева). На вопрос «Хронографа», полагалась ли Селиванову по уровню занимаемой должности личная охрана, Маштаков сообщил, что он и сам ходит без охраны. Хотя добавил, что руководителям предприятия предлагали охрану, но они отказались. «По поводу охраны у него было такое убеждение, что если человек не имеет грязных денег и не ведет ни с кем черных дел, то кому он нужен? Но, видимо, ошибся», — прокомментировал Маштаков причину доступности Селиванова киллеру.

На предприятии Бориса Селиванова охарактеризовали как честнейшего и принципиального человека, не проявлявшего интереса к каким-либо теневым схемам работы. Бывший руководитель Селиванова Рудольф Вшивцев, возглавлявший АвтоВАЗагрегат до 2000 г., охарактеризовал его как «негибкого» в плане переменчивости своих взглядов и суждений.

«Он не успел перестроиться. Его место всегда было на вторых ролях. Он был исполнителем. Я его снял в свое время с замов по экономике, сделал замом по персоналу. Потом Сычев снова сделал его замом по экономике. А экономика — это цены, договора на поставки. Может быть, здесь что-то не сошлось», — поделился своими мыслями Рудольф Вшивцев. Селиванов перешел на работу в АвтоВАЗагрегат в первой половине 90-х. Ранее он работал в структурном подразделении ОАО «АВТОВАЗ» -АВТОВАЗтехобслуживании, до момента его выделения в самостоятельное юрлицо. В АВТОВАЗтехобслуживании в режиме производственной деятельности он мог пересекаться со Станиславом Фуфаевым, директором АВТОВАЗзапчасть (на тот момент тоже одно из структурных подразделений АВТОВАЗа). По мнению работавших в тех структурах людей, в начале 90-х Фуфаев считался человеком, оказывавшим бизнесмену Сергею Сычеву на АВТОВАЗе покровительство. В 1994 г. Фуфаева переместили на должность директора Главного центра запасных частей ОАО «АВТОВАЗ». В 1997 г. на него было совершено нападение. Били металлическими прутьями по голове.

Если попытаться вспомнить, чем отличился в этот период времени Сычев, то наиболее известным эпизодом может стать его участие в процессах скупки вазовских долгов у муниципалитета (см. «Хронограф» №26 (26) от 29.12.03).

Истинные причины, по которым Сергей Сычев, возглавив в 2000 г. ОАО «АвтоВАЗагрегат», назначил Селиванова своим заместителем по экономике и финансам, известны сейчас, наверное, одному лишь вице-губернатору. Стоит отметить, что генеральным директором Сычев стал в тот самый момент, когда АвтоВАЗагрегат получил самостоятельность от своей материнской компании — АВТОВАЗа. Выход АвтоВАЗагрегата сопровождался предоставлением предприятию со стороны АВТОВАЗа беспроцентного кредита.

На нужды ОАО «АвтоВАЗагрегат» и ОАО «ТЗТО» автозаводом было выделено 201,9 млн. р. сроком до 10 лет. Как следует из заключения ревизионной комиссии, прилагающегося к годовому отчету ОАО «АВТОВАЗ» за 2000 г., выданный кредит мог нанести АВТОВАЗу убыток до 60 млн. р. в год. АвтоВАЗагрегату из этой суммы причиталось около 160 млн. р. Алексей Николаев, который на момент вывода АвтоВАЗагрегата из АВТОВАЗа занимал должность президента — генерального директора ОАО «АВТОВАЗ», после своей отставки в 2002 г. был трудоустроен на АвтоВАЗагрегат в качестве члена совета директоров.

С приходом на АВТОВАЗ представителей ФГУП «Рособоронэкспорт» под пристальный взгляд новых топ-менеджеров попал и АвтоВАЗагрегат. Одной из официально озвученных претензий назывались низкие показатели качества поставляемой АвтоВАЗагрегатом продукции на сборочный конвейер автозавода. В рейтинге поставщиков он занял 200-е место из 217 возможных и соответственно был отнесен к категории ненадежных (см. «Хронограф» №10 (129) от 27.03.06). В то же время АвтоВАЗагрегат относится к той группе поставщиков, замену которым АВТОВАЗу в обозримом будущем просто не найти. Возврат контроля над АвтоВАЗагрегатом может получить на АВТОВАЗе актуальность еще и в плане возможного начала переброски мощностей автозавода за рубеж в рамках оффсетных программ Рособоронэкспорта. Организация экспорта в страны третьего мира технологий сборки вазовских автомобилей без сидений может не устроить клиентов Рособоронэкспорта.

Между тем ряд информагентств, анализируя возможные причины убийства Бориса Селиванова, в основном отмечали, что АвтоВАЗагрегат достаточно долгое время не был задействован в существенных скандалах. Исключение составил портал www.u-volga.ru, сообщив, что «единственный конфликт с участием ОАО «АвтоВАЗагрегат», получивший общественный резонанс в последнее время, произошел из-за попыток завода выйти из-под опеки коммунальщиков». Здесь речь, скорее всего, идет о желании руководства АвтоВАЗагрегата отказаться от услуг котельной МУП «ПО КХ» (см. «Хронограф» №11 (130) 03.04.06).

"Хронограф" будет следить за развитием событий.