Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (121) | 30 января 2006г.
 

Обратная сторона монетизации

К замене льгот оказались готовы только аптекари

Наталья Мишанина

Подводя итоги прошедшего года монетизации, аналитики сходятся во мнении, что она никак не изменила жизнь самих бывших льготников. Улучшили свое положение те, кто их обслуживал. ОАО «Фармбокс», имевшее заказ на обеспечение территориальных льготников лекарствами, теперь закупает препараты и для федеральных категорий льготников Самарской губернии. А вот тольяттинские транспортники продемонстрировали растерянность и неготовность к работе в новых условиях. К концу года среди них обострилась борьба за гарантированные заказы. Столичные политологи, оценивая аналогичные процессы по всей стране, сделали отнюдь не новый вывод: народ и государство живут отдельно друг от друга и эта тенденция укрепляется.

Народная реакция

К концу года тольяттинские льготники и пенсионеры перестали бояться слова «монетизация». Они научились жить с ней. Со вступлением в силу ФЗ №122 учителя лишились льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, многие льготники, в том числе пенсионеры, — бесплатного проезда в городском транспорте. На митингах и акциях протеста, коими изобиловало первое полугодие 2005 г., учителя и военнослужащие добились повышения зарплат. Так, с 1 сентября 2005 г. государство повысило учителям зарплату на 11%. На всероссийской акции протеста, которая состоялась в октябре, учителя говорили, что педагог высшего разряда с учетом этого повышения и всех возможных надбавок получает на руки 4,8 тыс. р. Неквалифицированный труд разнорабочих сегодня ценится выше: их зарплата в среднем составляет 5 тыс. р. Но дело даже не в этом сравнении. Учителя практически не заметили увеличения зарплаты: плата за жилье и коммунальные услуги в прошлом году поднялась на 30%, а инфляция по итогам года составила 11%. В 2006 г. государство обещает повысить учителям зарплату на 37,5%. Продекларировано, что рост платы за жилищные и коммунальные услуги не должен превышать 20%, но, по мнению экспертов, он составит почти 50%.

Пенсионеры, перекрывавшие уличное движение, выхлопотали себе отмененную льготу — компенсацию проезда в городском общественном транспорте. Все они получали на это ежемесячно по 210 р. Деньги были выделены из областного и городского бюджетов. Сложнее всего пришлось льготникам, отнесенным к категории федеральных, которым было обещано бесплатное лекарственное обеспечение. Их воля к жизни была испытана в очередях к врачам за рецептом, а затем — за льготным лекарством. В итоге к октябрю от соцпакета (он включает в себя льготное лекарственное обеспечение и бесплатный проезд в пригородном электротранспорте) отказалось 42% федеральных льготников Тольятти. В целом по области количество отказников составило 39%. Среди них больше всего здоровых участников боевых действий в Афганистане и Чечне, ликвидаторов Чернобыльской аварии и людей, работавших в Семипалатинске. Но медиков больше встревожили отказы от соцпакета тяжелобольных людей и инвалидов. Эти льготники признают, что 450 р. в месяц по покупку необходимых лекарств им будет недостаточно. Тем не менее, говорят они, им проще взять деньги и добавить свои, чем стоять в бесконечных очередях.

Никто из территориальных льготников от соцпакета не отказался. Как пояснили в министерстве здравоохранения Самарской области, такой процедуры не предусмотрено. Равно как и замены этой услуги денежной выплатой.

Компромисс на высшем уровне

Впрочем, из докладов чиновников следовало, что у территориальных льготников не было поводов для недовольства, они обеспечивались необходимыми лекарственными средствами в полном объеме.

В течение всего 2005 г. недоставало лекарств для федеральных льготников. Зимой ответственные лица объясняли их дефицит недостаточной отлаженностью механизма. Осенью депутат Государственной думы Анатолий Иванов провел свое расследование и пришел к выводу, что этот дефицит создан искусственно (см. «Хронограф» №37-38 (109-110) от 31.10.05).

Закупкой лекарств для нужд всей губернии занимается ОАО «Фармбокс». Лидирующее место на областном рынке эта компания заняла в 2002 г., потеснив конкурентов и вызвав их резкое недовольство. Взлет компании произошел после того, как в 2001 г. среди ее акционеров появился человек, представляющий интересы сына губернатора Константина Титова — Алексея. А в должности заместителя генерального директора ОАО «Фармбокс» оказался сын Галины Гусаровой, которая в то время возглавляла областной департамент здравоохранения, ныне преобразованный в министерство, — Алексей Гусаров (см. «Хронограф» №34 (106) от 10.10.05). Мощное правительственное лобби позволило Фармбоксу в 2005 г. стать и основным закупщиком лекарств для территориальной программы. В прошлом году на нее было выделено 538 млн. р. Лекарства для федеральных льготников Самарской области поставлял национальный дистрибьютор ООО «Биотэк» — один из пяти участников федеральной программы обеспечения льготников лекарственными средствами. На эту программу в 2005 г. из федерального бюджета было выделено «небывало много», отмечали федеральные чиновники, — 50 млрд. р.

В начале года Фармбокс подстраховывал Биотэк, поставляя недостающие лекарства для федеральных льготников. Поняв, что с таким объемом работы возможно справиться самостоятельно, Фармбокс начал создавать искусственный дефицит. К такому выводу можно прийти, ознакомившись со сводной таблицей поставленных, отпущенных и реализованных лекарств, которая была предоставлена Анатолию Иванову в ООО «Биотэк». «Идет сознательная политика на выживание Биотэка из Самарской области, чтобы добиться получения денег и закупки лекарств Фармбоксом», — к такому выводу в своем расследовании пришел депутат Иванов.

Благодаря лобби в правительстве области Фармбоксу удалось этого достичь. 13 января прошел конкурс по определению поставщиков по бесплатному и льготному обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения отдельных категорий больных и групп населения Самарской области при оказании амбулаторной медицинской помощи. В конкурсе приняли участие ОАО «Фармацевтический импорт, экспорт» и ОАО «Фармбокс». По словам президента ООО «Биотэк» Олега Ковальчука, его организация тоже подавала заявку, но она даже не фигурировала в списках участников конкурса. Конкурс выиграл Фармбокс. Он освоит выделенные из областного бюджета 538 млн. р. Кроме того, в 2006 г. Фармбокс получил возможность обеспечивать медикаментами и федеральных льготников области на условиях субподряда. Раньше этим занимался только Биотэк. По словам замминистра здравоохранения и социального развития РФ Владимира Стародубова, в 2006 г. на лекарственное обеспечение федеральных льготников будет выделено 29,1 млрд. р. (с учетом того, что примерно половина льготников страны отказалась от лекарств в пользу денежных выплат). Наблюдатели считают, что столь успешные показатели Фармбокса могут свидетельствовать о том, что переговоры между федеральным министром здравоохранения Михаилом Зурабовым и областным министром Галиной Гусаровой даже после проверки губернии федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения прошли успешно.

В обмен на субподряд Фармбокса бонус получила страховая компания «МАКС-М», к созданию которой причастен Зурабов. Три недели назад стали известны итоги конкурса по определению компании, которая займется страхованием неработающего населения области. Общая сумма контракта — 5 млрд. р. Одним из победителей конкурса с самым большим страховым портфелем стала МАКС-М.

Все только начинается

А вот тольяттинские муниципальные транспортные предприятия пережили первый год монетизации тяжело. Надежды на то, что каждый пассажир будет безропотно платить за проезд, не оправдались. Как и не сбылся прогноз экономистов, что в 2005 г. прибыль городских транспортных предприятий составит около 190 млн. р. В первые два месяца прошлого года транспортные предприятия города возили бывших льготников бесплатно, так как опасались за физическую безопасность своих водителей и кондукторов. С введением единых денежных выплат в размере 210 р. на транспортные расходы ситуация не улучшилась. Проездные билеты покупали лишь 17% от общего числа бывших льготников. Многочисленные переговоры с областным правительством о компенсации убытков (по итогам первого квартала 2005 г. общая сумма убытков муниципальных транспортных предприятий составила 77,7 млн. р.), повышение тарифов на проезд, обсуждение необходимости дотировать муниципальный общественный транспорт свидетельствовали о неготовности руководителей как пассажирских автопредприятий, так и отрасли в целом к работе в новых условиях.

Незнание реального пассажиропотока и, как следствие, непредсказуемость бизнеса спровоцировали борьбу за заказные — гарантированные — перевозки. Наиболее мягко вписалось в новые условия МП АТП-1. Его основная прибыль гарантирована договором с ОАО «АВТОВАЗ» на доставку работников к проходным. Партнерские отношения связывают эти два предприятия почти 35 лет. Осенью, в период заключения договора на следующий год, на АТП-1 произошел инцидент: водители отказались выйти на линии. Работа конвейера не была сорвана, рабочие добрались на завод на троллейбусах и маршрутках. Но после этого руководство завода стало обдумывать возможность смены партнера или расширения вариантов доставки работников. Эти факты позволили наблюдателям, а также руководству АТП-1 и водителям сделать вывод о провокации. Правда, ни одного конкретного субъекта, который бы стоял за этой провокацией, названо не было, кроме общего слова «конкуренты» (см. «Хронограф» №40 (112) от 14.11.05).

Вскоре после инцидента в АТП-1 в мэрии четко обозначились две лоббистские группы. По неподтвержденной информации, интересы одной из них отстаивает мэр Николай Уткин, другой — вице-мэр Николай Ренц. По поручению Уткина директор департамента потребительского рынка и предпринимательства Хетаг Тагаев встретился с руководителями фирм, осуществляющих альтернативные перевозки. По их словам, они готовы сотрудничать с городом и выполнить некоторые требования, в частности, приобрести автобусы средней вместимости для работы на городских маршрутах. Существование муниципального транспорта и необходимость дотирования социально значимых маршрутов отстаивает Николай Ренц. Чье лобби окажется сильнее, станет ясно к 2007 г., когда сформированная комиссия, куда вошли представители разных структур мэрии и депутаты, определится с тем, какой она видит работу городского транспорта.