27 января руководство ЗАО «АКОМ» озвучило широкой общественности свои производственные и корпоративные планы на 2006 г. А накануне, 25 января, исполнился год со дня подписания пакета соглашений о создании совместного предприятия между компаниями VB Autobatterie GmbH и ЗАО «АКОМ». В целом прошедший год для АКОМа был достаточно насыщен знаковыми событиями: освоение сборки аккумуляторных батарей VARTA, резкое увеличение объема поставок на ОАО «АВТОВАЗ», выход производства на проектную мощность, увеличение уставного капитала и изменения в структуре собственников и т.д. Между тем наступивший год обещает быть не менее богатым по количеству возможных достижений компании.
Совместный проект АКОМ -VARTA стал второй попыткой жигулевской компании интеграции в мировую экономику. Прошел ровно год с момента подписания договора о совместной деятельности между компаниями VB Autobatterie GmbH и ЗАО «АКОМ». Было заключено около 7 рамочных соглашений о сотрудничестве. «Все они в полном объеме выполнены в течение прошедшего года. И даже перевыполнены, — отмечает генеральный директор ЗАО «АКОМ» Николай Игнатьев. — Мы полностью перешли на технологию VARTA». Получив от VB Autobatterie GmbH лицензию, АКОМ собрал опытно-промышленную партию батарей VARTA-Standart объемом 16,5 тыс. штук. По словам Николая Игнатьева, все договоренности и соглашения, подписанные сторонами год назад, полностью выполнены. В рамках этих соглашений АКОМ продолжил совершенствование технологий «Са/Са» с учетом новейших разработок компании VB Autobatterie GmbH. Стоит отметить, что знакомство специалистов ЗАО «АКОМ» с передовой технологией использования электродов, выполненных из свинцово-кальциевых сплавов, произошло еще на стадии сотрудничества с испанской компанией TUDOR, входящей в корпорацию EXIDE. Однако на тот момент АКОМ не имел собственного производства металлических пластин. Вынужден был приобретать их у своих иностранных компаньонов. С целью оптимизации затрат было решено перевести АКОМ в режим интегрального производства — изготовление всех комплектующих и сборку расположить на одной промплощадке. Этот проект удалось внедрить в сотрудничестве с другим мировым лидером производства аккумуляторных батарей VB Autobatterie GmbH, входящим в корпорацию Johnson Controls. Особенностью кальциевых сплавов является то, что они позволяют получать батареи более высокого качества, чем с использованием из традиционных сурьмянистых сплавов. «Батареи, выполненные по технологии «Са/Са», в отличие от привычных сурьмянистых, имеют в три раза больший срок саморазряда. И очень маленький процент испарения воды при работе аккумулятора. Это объясняется тем, что не происходит гидролиза воды. Такой аккумулятор можно отнести к категории необслуживаемого», — пояснил технологические преимущества акомовских батарей технический директор ЗАО «АКОМ» Анатолий Азизов. Ключевым компонентом, определяющим эксплуатационные свойства аккумулятора, являются его решетчатые пластины, на которые наносится паста. Все отечественные заводы работают с технологией литой решетки. Для обеспечения текучести материала при литье в рецептуру сплава добавляют сурьму и мышьяк. Без них отлить свинцовую решетку было бы невозможно, но они оказывают отрицательный эффект при эксплуатации батареи, способствуют разложению электролита и падению уровня воды. Перейти на кальциевые сплавы и на производство пластин методом вытягивания для российских предприятий, в отличие от АКОМа, проблематично. Во-первых, для этого нужно построить принципиально новое производство. Во-вторых, кальциевые сплавы российские металлурги в промышленных объемах не производят. АКОМ имеет доступ к кальциевым сплавам благодаря контактам с VB Autobatterie GmbH. «Кальциевые сплавы мы покупаем сейчас у VARTA и применяем их у себя», — пояснил Анатолий Азизов. Но не только технологии стали точкой соприкосновения ЗАО «АКОМ» и VB Autobatterie GmbH. | | Вопросы маркетинга будут решаться с учетом взаимовыгодного использования как возможностей дилерской сети АКОМа, так и VARTA. «Тем самым мы сможем более полно использовать все имеющиеся возможности по увеличению своего присутствия на рынке. Здесь не может быть никаких проблем, потому что мы выработали общую ценовую политику», — заверил глава представительства VB Autobatterie GmbH в России и странах СНГ Роман Герасимов. В 2006 г. АКОМ предполагает реализовать на вторичном рынке столько батарей, сколько продал за три предыдущих года: 450 тыс. аккумуляторов АКОМ плюс 100 тыс. батарей совместного производства с VARTA. «Мы выйдем за полмиллиона только по вторичному рынку. То есть увеличение продаж должно произойти существенное, — констатирует коммерческий директор ЗАО «АКОМ» Аркадий Карпов. — С точки зрения расширения модельного ряда, возможно, у нас со второй половины года пойдет батарея большего размера L5 емкостью 95-100 Ач». Всего в 2006 г. планируется выпустить и реализовать около 1,2 млн. батарей. По словам Николая Игнатьева, это выше первоначальных проектных показателей. Осваивать новые рубежи как по объемам, так и по технологиям АКОМу позволяет еще и то, что акционеры осуществляют инвестирование в компанию. В течение 2005 г. уставный капитал ЗАО «АКОМ» за счет размещения второй допэмиссии был увеличен почти в два раза и составил 199 млн. р. Размещение допэмиссии было осуществлено в соответствии с установленными акционерами сроками. В ней участвовали ОАО «Энерготехмаш» и ООО «Спаго трейдинг лимитед». Энерготехмаш участвовал частью оборудования и помещений. «Спаго» участвовало деньгами. После этого доли распределились так: 7,4% как были, так и остались у VB Autobatterie GmbH, 36% принадлежало Энерготехмашу и 56% -«Спаго». После размещения допэмиссии «Спаго» выкупило акции у Энерготехмаша. Затем было принято решение, что физлица приобретут акции у «Спаго». Сейчас состав акционеров ЗАО «АКОМ» выглядит достаточно прозрачно: есть VAPTA, контролирующая 7,4% АКОМа, и есть три физлица (Юрий Колупаев, Игорь Богданов и Николай Игнатьев), на которых приходится 92,6%. Не стало в составе акционеров Владимира Кожухова и ОАО «Энерготехмаш». «Мы стремимся и дальше развиваться, вкладываем средства в нашу компанию. Вторая эмиссия была плановой эмиссией. За счет нее мы планировали осуществить расширение модельного ряда, увеличение объемов производства батарей, вложения в экологический проект. Будет продолжен переход на технологию VARTA, который тоже требует определенных вложений», — пояснил Николай Игнатьев. СправкаПроизводство и реализация продукции в 2005 г. Годовой объем производства аккумуляторных батарей — 781 144 шт. Годовой объем продаж — 770 275 шт. В том числе: первичный рынок (ОАО «АВТОВАЗ», ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ») — 488 800 шт.; вторичный рынок — 281 475 шт. Динамика роста объема продаж (2005 г. по отношению к 2004 г.): Общая-143%. По вторичному рынку — 234%. Состав совета директоров: Юрий Колупаев — председатель совета директоров ЗАО «АКОМ»; Николай Игнатьев — генеральный директор ЗАО «АКОМ»; Игорь Богданов — заместитель генерального директора ЗАО «АКОМ»; Роман Герасимов — глава представительства VB Autobatterie GmbH в России и странах СНГ; Вальтер Вефер — вице-президент корпорации Johnson Controls In | | | Комментарии | |
Николай ИГНАТЬЕВ, генеральный директор ЗАО «АКОМ»: - По прошлому году нам пришлось с августа резко увеличить поставки на ОАО «АВТОВАЗ» до 50 тыс. аккумуляторов в месяц. Это произошло по причине того, что два других поставщика не выдержали требований АВТОВАЗа по качеству. Нам пришлось в срочном порядке перекрыть их объемы поставок на автозавод. В течение года мы получили статус лучшего поставщика АВТОВАЗа. В рейтинге всех поставщиков по группе электроизделий в I и II кварталах мы занимали вторые места. В третьем квартале мы вышли на первое место. В 2005 г. получили подтверждение соответствия системы менеджмента качества стандарту ИСО-9001-2000. Сейчас готовимся к аттестации по новой версии ИСО ТУ 16 949. Это требование автозавода, я думаю, мы выполним одними из первых. Изменения в руководстве АВТОВАЗа на планы поставок ЗАО «АКОМ» на автозавод никак не повлияли. На этот год у нас уже подписан контракт с АВТОВАЗом. Аркадий КАРПОВ, коммерческий директор ЗАО «АКОМ»: - Сегодня согласно подписанному с ОАО «АВТОВАЗ» контракту мы поставляем 45 тыс. батарей в месяц, что для АВТОВАЗа составляет порядка 80% от его общей программы выпуска автомобилей. Стопроцентная программа нами обеспечивается на ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ». С ним у нас заключен новый взаимовыгодный контракт. В том числе мы сейчас осваиваем для новой модели Viva новую батарею. У нас уже имеются годовые заявки от ОАО «ИжАвто» на комплектацию автомобиля Kia. Это порядка 25-30 тыс. батарей по году. Поставки планируется начать с апреля. Уже с февраля собираемся начать поставки в Казахстан на сборочное предприятие "Азия-АВТО". Нашими батареями будут укомплектовываться собираемые там "Нивы". Азия-АВТО ведет подготовку сборочного производства автомобиля Skoda на своих мощностях. В том числе на первом этапе достигнута договоренность комплектовать эти автомобили нашими батареями. Батареи по этому случаю сейчас проходят омологацию на VolksWagen-Skoda в Чехии. Достаточно большая работа проведена с Автофрамосом. Мы выдержали их аудит, который проводили совместно российские специалисты и корпорации Renault. Мы попали в список потенциальных поставщиков именно в рамках организации поставок по аккумуляторным батареям. Продолжаем работать, возможное начало поставок — май-июнь. Роман ГЕРАСИМОВ, глава представительства VB Autobatterie GmbH в России и странах СНГ: - В настоящий момент компания VB Autobatterie GmbH в Европе обладает более 50% рынка поставок на первичную комплектацию автомобилей. Она владеет порядка 40% долей всего мирового аккумуляторного рынка и является безусловным технологическим и финансовым лидером в данной отрасли. В России бренд VARTA, по данным независимых маркетинговых исследований, является наиболее узнаваемым среди брендов аккумуляторных батарей. И по праву имеет репутацию самой качественной и самой технологически совершенной батареи. Практически год назад нашей компанией был подписан протокол о намерениях и о создании совместного предприятия с компанией «АКОМ». Это было сделано для того, чтобы российские автовладельцы могли получить более прямой доступ не к импортируемой продукции, а непосредственно произведенной в России, соответствующей качественному и технологическому уровню ведущего мирового производителя. Это был долгий и трудный, но успешный год совместной работы. И я как специалист, всю жизнь проработавший в аккумуляторной подотрасли, могу сказать, что в настоящий момент АКОМ является безусловным технологическим лидером данной отрасли в России. |