Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (312) | 1 февраля 2010г.
 

Миллиарды для «Моторостроителя»

Оборонпром стал мажоритарным акционером завода

Илья Казаков

11, 14 и 26 февраля в ОАО «Моторостроитель» состоятся внеочередные собрания акционеров предприятия. С начала года мажоритарным акционером завода является ОАО «ОПК «Оборонпром». 29 и 30 декабря 2009 г. он выкупил дополнительную эмиссию предприятия на 2,8 млрд р. по закрытой подписке, увеличив свою долю на предприятии. Заявлений о покупке акций от других акционеров, имеющих на это право, не поступило. В итоге 10 аффилированных лиц, в т.ч. и ЗАО «Двигатели НК», в списке, опубликованном «Моторостроителем» 11 января 2010 г., уже не фигурируют.

28 декабря 2009 г. в ОАО «Моторостроитель» были подведены итоги осуществления акционерами преимущественного права приобретения дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций. Выяснилось, что в процессе реализации от лиц, имеющих на заводе права на приобретение таких акций, соответствующие заявления так никто и не подал. В итоге неразмещенными остались 246,4 тыс. акций. В течение двух дней акции были выкуплены в пользу ОПК «Оборонпром». Первая сделка состоялась 29 декабря 2009 г. В этот день было выкуплено 124,8 тыс. обыкновенных именных бездокументарных акций. 30 декабря была выкуплена оставшаяся часть в 121,5 тыс. акций. Номинальная стоимость каждой акции составляла один рубль. Фактическая же цена размещения составила 11,7 тыс. за каждую. Таким образом, в ходе размещения дополнительной эмиссии акций Оборонпром вложил в «Моторостроитель» 2,8 млрд р.

До момента размещения допэмиссии уставный капитал ОАО «Моторостроитель» составлял 465,5 тыс. р. Таким образов объем допэмиссии составил 47% от уровня уставного капитала. До размещения акций ОПК «Оборонпром» владел в ОАО «Моторостроитель» 38% акций. После размещения пакет акций Оборонпрома в ОАО «Моторостроитель» увеличился почти до 60%.

Вслед за этим в списке аффилированных лиц «Моторостроителя» произошли существенные изменения. Полностью пропали из списка аффилированных лиц участник ФПГ «Двигатели НК» — ОАО «Металлист-Самара» и его генеральный директор Вячеслав Карасев, ОАО «Национальный торговый банк», и.о. председателя правления ОАО «Национальный торговый банк» Михаил Романов, генеральный директор ЗАО «Двигатели НК» Александр Никитин, ранее имевший 0,002% участия в уставном капитале «Моторостроителя». Также исчезли из аффилированных лиц казанский завод ОАО «КМПО», его генеральный директор Дамир Каримуллин и ОАО «Авиамотор» и его генеральный директор Владимир Понькин.

Оборонпром довел свою долю в «Моторостроителе» до 60%
Оборонпром довел свою долю в «Моторостроителе» до 60%

В составе аффилированных лиц ОАО «Моторостроитель» теперь значатся: генеральный директор ОАО ОПК «Оборонпром» Андрей Реус, первый заместитель генерального директора ОАО ОПК «Оборонпром» Дмитрий Леликов, Василий Лапотько и один из топ-менеджеров ОАО «Моторостроитель» Николай Якушин, появившийся на «Моторостроителе» после перехода его под контроль Оборонпрома. В списке аффилированных лиц «Моторостроителя» остались также представители ООО «Управляющая компания «Каскол» — Сергей Гусак, Александр Коршунов и Сергей Недорослев, которые продали свой пакет акций ранее. Другие крупные пакеты акций ОАО «Моторостроитель» помимо Оборонпрома контролируют аффилированные Оборонпрому лица.

Консолидировав контрольный пакет «Моторостроителя», Оборонпром завершил предварительную подготовку по интеграции самарских предприятий в один из двигателестроительных холдингов. СНТК и «Моторостроитель» являются основным связующим звеном по объединению самарских машиностроительных предприятий в двигателестроительный холдинг, управлением которых будет заниматься Оборонпром. Согласно распоряжению президента в предприятиях, вливающихся в холдинг, доля государства должна составлять не менее 51%. Наличие более половины голосующих акций позволяет Оборонпрому свободно проводить реформирование предприятия. Отчасти это было продемонстрировано 14 января 2010 г., когда уже состоялось внеочередное собрание акционеров ОАО «Моторостроитель». Основной вопрос повестки дня заключался в пролонгации кредитного соглашения с ОАО «Банк ВТБ», заключенного 17 августа 2009 г., на сумму 4,4 млрд р. (см. «Хронограф» №2 (311) от 22.01.10). Средства привлекались под государственные гарантии на реализацию антикризисной программы самарского двигателестроительного комплекса, включающую в себя в т.ч. реструктуризацию действующего кредитного портфеля и финансирование текущей деятельности предприятия. Акционеры почти единогласно приняли решение одобрить сделку. Таким образом, срок погашения привлеченного кредита продлен до 1 июня 2011г. Согласно первоначальному соглашению между сторонами кредитная линия должна была быть погашена 1 декабря 2009 г.

Собрания акционеров 11, 14 и 26 февраля 2010 г., по мнению аналитиков, должны пройти также гладко. Согласно повестке на них будет рассмотрена крупная сделка с ОАО «Банк ВТБ». Скорее всего, будет избран новый состав совета директоров.

Комментарии

Дмитрий БАРАНОВ, ведущий эксперт УК «Финам менеджмент»

- Выгода государства от объединения может не совпадать с целями Оборонпрома. Последний, например, уже долгое время пытается на «Моторостроителе» увеличить выпуск газотурбинных электростанций и газоперекачивающих агрегатов, что составляет почти половину заказов предприятия. Но мощности завода небезграничны, а значит, могут пострадать оборонные заказы по линии Роскосмоса, что крайне нежелательно для государства.

Михаил ПАК, аналитик ИФК «Метрополь»

- Вероятнее всего, после завершения консолидации акций единственным представителем государства в списке аффилированных лиц будет представитель Оборонпрома. Один представитель государства останется в совете директоров. Это соответствует нормам создания «золотых» акций. Подобные уже есть и на других предприятиях Оборонпрома — Казанском вертолетном заводе и Уфимском производственном моторостроительном предприятии. Но эти акции принадлежат республикам Башкирия и Татарстан. После объединения «Моторостроитель» в любом случае продолжит выполнять заказы Роскосмоса в прежнем объеме, однако договорные условия могут измениться не в пользу агентства. В т.ч. может измениться ценовая политика «Моторостроителя» в отношении космических заказов. Для Оборонпрома важно иметь своего человека на посту гендиректора, который бы дал компании надежность в принятии решений, гарантирующих защиту интересов госкорпорации.

Юлий МАТЕВОСОВ, аналитик ИК «Атон»

- Как вы оцениваете прошедшую в конце 2009 г. эмиссию акций?

- На авиационном рынке вопрос о разрешении допэмиссии скорее технический, т.к. на сегодняшний день большая часть акций завода и так находится в руках государства. Увеличение уставного капитала могло затронуть только интересы менеджмента, который в случае допэмиссии сократил бы свою долю.

- Насколько оправдано получение Оборонпромом гарантий по кредитам по линии области, государства?

- Предоставление заводам Оборонпрома областных и государственных гарантий по кредитам можно оценить как очень высокий риск. Предприятия в плачевном состоянии, есть вероятность, что расплатиться по кредитам потом не смогут. Гарантии — это наиболее опасный вид поддержки бизнеса для власти, поскольку они могут повлечь непрогнозируемые расходы. Под гарантии средства в бюджете не резервируются, поэтому, в случае если области придется самой расплачиваться с банками, ей надо будет секвестировать другие статьи бюджета. Но при этом я не вижу ситуации, чтобы Оборонпрому в этих гарантиях отказали. В двигателестроительных производствах Самары занято большое количество людей. Думаю, этот социальный фактор позволит Оборонпрому пролоббировать любое решение в свою пользу. Хотя на фоне сокращений это будет делать сложнее.