Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (312) | 1 февраля 2010г.
 

Дмитрий Анищенко:

Сегодня важны результаты на местах

Борис Кротов

26 января в Москве прошло заседание секции «Наша демократия» форума «Стратегия-2020». Форум был посвящен прошедшему 22 января в Кремле Госсовету по вопросам развития политической системы России. Политики и эксперты обсудили тему, обозначенную президентом страны Дмитрием МЕДВЕДЕВЫМ, о необходимости модернизации политической системы. Об аспектах преобразования региональной политики в интервью корреспонденту «Хронографа» рассказал депутат Самарской губернской думы, лидер общественного движения «Наша Самара» Дмитрий АНИЩЕНКО.

- Дмитрий Александрович, на форуме вы представляли Самарский регион. В качестве кого вы были приглашены и почему из самарских единороссов пригласили именно вас?

- На форуме я представлял доклад о региональном аспекте развития политической системы в качестве генерального директора Центра социально-консервативной политики (ЦСКП) в Самаре. Передо мной стояла задача не только рассказать о состоянии дел в Самарской обл., но и выявить схожие моменты на территориях других регионов. Это одна из тем, которыми я занимаюсь. Предполагаю, что партия «Единая Россия» меня пригласила, потому что видит, что я достаточно профессионально могу осветить этот вопрос.

- «Стратегия-2020» реализуется с 2008 г. Какая работа была проделана?

- В рамках данной стратегии стоит достаточно амбициозная задача: до 2020 г. мы должны вернуть лидерские позиции России не только на международном уровне, но и значительно повысить качество жизни населения внутри страны. Такая серьезная задача подразумевает работу во всех направлениях. Одним из главных достижений я считаю то, что данная стратегия не осталась пустым сигналом из федерального центра. Она была очень четко воспринята в регионах, и работа по реализация этой стратегии начата. Мы знаем, что самое активное участие в этой работе принимает правящая партия «Единая Россия». Под эгидой стратегии запущены очень серьезные и финансово емкие проекты на Дальнем Востоке, в Сибири. На сегодняшний день там выстраивается новая инфраструктура, новая карта магистралей, и, конечно, этого нельзя не отметить. Я сам был в прошлом году в составе делегации в Ханты-Мансийске. Там реализуется новый проект по строительству новых мостов, новые аэропорты появляются. Связываются регионы в Западной Сибири, которые никогда между собой не связывались ни железнодорожным, ни авиационным транспортом. Это все говорит о том, что глобальная работа по осуществлению амбициозной задачи ведется. Параллельно начатой работе мы постоянно сверяем результаты с теми задачами, которые сами себе поставили. И смотрим, как наиболее эффективно можно решать этапы реализации стратегии. Поэтому в постоянном режиме организуются дискуссионные площадки, форумы. Это некая сверка позиций, некое определение, чего мы достигли и как мы будем двигаться дальше в ближайшие годы.

- И какие конкретные задачи на ближайшее время были определены в вашем докладе?

- Темой форума была модернизация политической системы. Поэтому в моем докладе были отражены тезисы именно регионального аспекта политических преобразований. В общих словах, реализация « Стратегии -2020» должна начинаться не в федеральном центре, а на территориях регионов, и в первую очередь в муниципалитетах.

Конкретные результаты на территориях муниципалитетов — это те самые кирпичики общей амбициозной задачи. Поэтому сегодня очень важны результаты на местах. Важно понимать, что мы должны говорить не только о каких-то конечных результатах. Мы должны говорить о повседневной работе, о трудностях, с которыми мы сталкиваемся. И тогда удастся прийти к тому, что многие проблемы будут сниматься сами собой. Работа должна вестись в сотрудничестве с обществом и политическими группами. Необходимо консолидироваться и, соответственно, знать, что происходит в наших соседних регионах. Мы должны делать все для того, чтобы интеграция региона в регион была максимальна глубокой по всем направлениям: экономическим, политическим, общественным.

- Что для этого необходимо сделать?

- В первую очередь обеспечить информационное сопровождение всего, что касается модернизации, информировать население, на какой стадии находится этот процесс. Мы уже выстроили вертикаль, но мы упустили из виду, что налаживание горизонтальных связей — это не менее важная тема. С экранов Центрального телевидения нам сообщают о каких-либо серьезных проблемах или катастрофах, или грандиозных победах, или запусках каких-то крупных проектов. Но этим жизнь не ограничивается. Если мы говорим о процессе модернизации и говорим, что она вписывается в стратегию, то нам просто необходимо создать инструмент информирования граждан о самом процессе прохождения ключевых моментов работы. Это нужно для того, чтобы общество, регионы-соседи знали, что происходит на других территориях, чтобы перенимали положительный опыт, вели дискуссии по поводу различных подходов.

- Как происходит реализация «Стратегия-2020» в Самаре?

- Задачи стратегии реализуются с учетом специфики конкретного региона и муниципалитета. К большому сожалению, на местах существует масса различных проблем, которые стоят на пути ее осуществления, в т. ч. и в Самаре. Сегодня та система управления, которая существует, является отголоском советского периода. Она очень неповоротлива, очень забюрократизирована и очень неподвижна. Об этом говорил и президент: что нам нужно делать систему управления более эффективной, более гибкой и более отзывчивой на запросы наших жителей и наших избирателей. В Самаре, к сожалению, наши жители при попытке решения тех или иных жизненно важных, социальных вопросов чаще всего просто натыкаются на стену.

- Почему это происходит и как это преодолеть?

- Потому что образовалась каста политических мухоморов, которые зачастую просто блокируют прохождение тех или иных решений и в основном отписываются фразой «принять информацию к сведению».

Об этом я и говорил в своем докладе. На сегодня такой формулировкой не отделаться. Необходимо вырабатывать конкретные механизмы, показывать конкретные результаты. Новые вызовы, которые предъявляет нам жизнь, требуют опираться в т.ч. и на критически мыслящую молодежь, развивать сотрудничество с обществом и различными политическими

силами. Только так можно добиться каких-то подвижек. Сегодня в приемную общественного движения «Наша Самара» приходят сотни людей, годами живущих с проблемами, решение которых находится в компетенции муниципальной власти. Они ходят по одному и тому же замкнутому кругу. Сначала обращаются во всевозможные городские ведомства, потом к мэру. Они приходят с пачками документов. Когда они получают отрицательный ответ от Виктора Тархова, идут к городским депутатам, а те отписывают, что по данному вопросу они делают запрос Тархову. И снова людей запускают по кругу. Вот он, формальный подход, или, как я это называю, «принять информацию к сведению». Слова, за которыми ничего не стоит, а значит, не осуществляется никаких конкретных шагов навстречу жителям.

- Раз речь зашла об общественном движении «Наша Самара», как вообще происходит взаимодействие между общественными движениями и организациями с политическими партиями? Насколько общественные организации могут влиять на решения городских властей?

- Многие эксперты федерального уровня обеспокоены тем, что ведущие политические партии не прибегают к постоянному и полноценному сотрудничеству с общественными движениями и организациями. Зачастую партии имеют огромное количество договоров с общественными организациями, но суть их сводится к тому, что во время предвыборной кампании партии в рамках договора обращаются к общественникам с просьбой проголосовать за ту или иную партию, забывая или не беря во внимание то, что работа должна строиться на постоянной основе. С помощью общественных движений и организаций мы можем под руководством политических партий создавать очень серьезные механизмы влияния на действующие органы исполнительной власти. Как, например, с этим вопросом обстоят дела в Самаре? Очевидно, что ни общественники, ни партии никак не могут повлиять на работу городской администрации. При этом наши жители мерзнут на остановках в ожидании общественного транспорта, потом приобретают себе хронические заболевания, замерзая в этом транспорте, гибнут от схода сосулек с карнизов крыш, снова мерзнут в своих домах, молодые родители с образованием сидят дома, потому что не могут устроить ребенка в детский сад и т.д. Создали приемные, обратную связь с жителями, но механизмов цивилизованного административного давления на исполнительную власть мы пока так и не наработали, а люди от нас этого ждут. Поэтому мы должны обращать самое пристальное внимание на работу с общественными организациями и общественными движениями. Чтобы с их помощью мобилизовать горожан, и в т.ч. не только членов партии и наших сторонников, но и просто неравнодушных людей.