Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (311) | 25 января 2010г.
 

Менеджер двух хозяев

Добындо ушел к Аветисяну, но не покинул Качмазова

Сейдамет Абреков

11 января генеральный директор ОАО «ИжАвто» Михаил ДОБЫНДО (на фото) был назначен первым заместителем председателя правления — директором по операционному управлению ОАО «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ). Об этом корреспонденту «Хронографа» сообщил начальник отдела PR ОАО «ОАТ» Владимир КОСТРЮКОВ. Фактически Добындо стал правой рукой председателя правления ОАТ Владимира АВЕТИСЯНА по линии производства автокомпонентов. На прошлой неделе «Хронографу» стали известны отдельные нюансы этого назначения.

О них в телефонной беседе корреспонденту «Хронографа» сообщил начальник отдела PR ОАО «ОАТ» Владимир Кострюков. «Официально Михаил Добындо был назначен 11 января. Он будет первым заместителем председателя правления и директором по операционному управлению. На этом посту он сменил Василия Никонова», -проинформировал Владимир Кострюков. Однако он не стал комментировать, каким образом Добындо будет совмещать работу в ОАТ и ИжАвто.

По поводу совмещения должностей Михаилом Добындо ветеран ОАО «АВТОВАЗ» Юрий Целиков выразил мнение, что Добындо будет работать на порядок лучше, чем московские менеджеры на АВТОВАЗе. «У Добындо были сложности на ИжАвто. Скорее всего, Аветисян помог ему развязать тот тугой угол, который завязался по ИжАвто. И тогда он тоже пошел навстречу Аветисяну. Есть же бартерные дружеские взаимоотношения: ты мне здесь помог, я тебе там помогу. Добындо -это профессионал, в отличие от дилетантов-временщиков, которые на АВТОВАЗе», — считает Юрий Целиков.

Владимиру Аветисяну Михаил Добындо может быть выгоден как специалист, который имеет большой опыт в организации процесса производства автомобилей и автокомпонентов. Ранее ОАТ персонами такого калибра вряд ли мог похвастать. Кроме того, 5 ноября 2009 г. из совета директоров ОАТ вышел председатель совета директоров ЗАО «Инвестиционная компания «Тройка Диалог» Рубен Варданян. Подконтрольное ему кипрское КОО «Тройка Диалог Инвестментс Лимитед» владеет 100% акций ОАТ. Весьма примечательно, что в список лиц, входящих в одну группу лиц с ОАТ, в основном входят родственники Владимира Аветисяна. Среди них Евгений Аветисян, Клавдия Аветисян, Виктория Аветисян, Иван Аветисян, Елена Аветисян.

Однако с приходом Добындо в ОАТ не все так однозначно. Важно напомнить, что 4 сентября 2009 г. решением Арбитражного суда Удмуртской Республики в отношении ОАО «ИжАвто» была введена процедура наблюдения сроком 6 месяцев. Но уже 16 сентября Генеральная прокуратура РФ заявила о факте преднамеренного банкротства ИжАвто (см. «Хронограф» №31 (295) от 21.09.09). Ответственность за преднамеренное банкротство, в т.ч. и уголовная, при определенных обстоятельствах может затронуть и Михаила Добындо.

Стоит отметить, что в апреле 2009 г. группа подконтрольных Группе «СОК» юрлиц якобы продала контрольный пакет предприятия топ-менеджменту завода во главе с гендиректором ОАО «ИжАвто» Михаилом Добындо. По условиям сделки менеджмент должен был рассчитаться за акции не деньгами, а автомобилями. 22 сентября президент Удмуртской Республики Александр Волков обратился в Счетную палату РФ с письмом, в котором озвучил предложение о вхождении ИжАвто в состав создаваемого ГК «Ростехнологии» холдинга «Росавто». 15 октября официальный сайт Счетной палаты фактически дал ответ на письмо Волкова. «Счетная палата полагает, что это возможно осуществить путем имущественного взноса РФ в уставный капитал ОАО «ИжАвто» или выкупа акций у акционеров предприятия», — сообщил сайт Счетной палаты (см. «Хронограф» №36 (300) от 26.10.09).

Примечательно, что 20 ноября совет директоров ОАО «ИжАвто» согласовал назначение бывшего вице-мэра Тольятти, известного менеджера Группы «СОК» Владимира Бондаренко генеральным директором ИжАвто. В этот же день с поста гендиректора ИжАвто решением совета директоров был уволен Михаил Добындо. Однако позже Добындо оспорил увольнение в суде и восстановился в должности. По этому поводу генеральный директор ЗАО «Мотор-Супер» Дмитрий Савенков заявил: «На ИжАвто действует процедура наблюдения, а после этого пойдет процедура внешнего управления. Будет так, как написано в законе.

Должен появиться внешний управляющий -представитель государства. Т.е. сути вопроса вот-вот уже не будет». Однако Михаил Добындо ведет активную деятельность в должности гендиректора ИжАвто. К примеру, его фамилия стоит на титульном месте в документе (список аффилированных лиц ИжАвто) от 12 января 2010 г. «Непонятно, законна ли его (Добындо. – Прим. авт.) подпись, она легитимна или нет? Вот когда пройдут все суды и суд скажет, кто был главным на тот момент, тогда будет понятно. А пока все запутано», — считает Дмитрий Савенков.

Важно отметить, что 14 декабря контролируемый ГК «Ростехнологии» ОАО «ИжМаш» довело до 24,7 % свой пакет акций в ОАО «ИжАвто». Также наблюдатели отмечают, что еще 51% акций ОАО «ИжАвто» в ближайшее время могут перейти в собственность ОАО «Сбербанк РФ» за долги. Такие изменения наводят на вывод, что государство готово инициировать возобновление производства автомобилей на ИжАвто. Подтвердил эту мысль и Дмитрий Савенков. «Мотор-Супер» получил заявку со стороны ИжАвто с просьбой предоставить номенклатуру, перечень, графики отгрузки комплектующих. Как будто завод (ИжАвто. – Прим. авт.) работает. Такую заявку получили не только мы. Заявки подписывал коммерческий директор ОАО «ИжАвто» в установленной форме на фирменном бланке. Вступили в переписку, обсуждаем детали — количество, ритмичность поставки. Возникает надежда, что там что-то сдвинулась, что есть какие-то цели», — поделился Дмитрий Савенков.

По мнению наблюдателей, желание Михаила Добындо оставаться в должности гендиректора ИжАвто и одновременно быть заместителем Владимира Аветисяна в ОАТ, вероятно, связано с целью получения как можно большего вознаграждения за свои услуги. Хотя не исключено, что таким образом он просто решил подстраховаться. В то же время не исключено, что через Добындо Владимир Аветисян может получить какой-либо доступ к автокомпонентным активам Группы «СОК» Юрия Качмазова. Компании, контролируемые Группой «СОК», сдают в аренду большой объем площадей предприятиям димитровградского куста, находящимся сегодня в оперативном управлении у ОАТ (см. «Хронограф» №40 (304) от 23.11.09). Однако вопрос о том, останется ли Михаил Добындо в ближайшее время гендиректором ИжАвто, пока остается открытым. В этом вопросе важно будет мнение генерального директора ГК «Ростехнологии» Сергея Чемезова.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.