Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (311) | 25 января 2010г.
 

В шаге от дефолта

«Моторостроитель» начал год с очередной проблемы

Илья Казаков

21 января на внеочередном собрании акционеров ОАО «Моторостроитель» было принято решение о пролонгации кредитного соглашения с ОАО «Банк ВТБ», заключенного 17 августа 2009 г., на сумму 4,4 млрд. р. По мнению аналитиков, нынешнюю ситуацию на заводе можно было бы считать техническим дефолтом, вторым с 2009 г. Вероятно, от банкротства предприятие спасает лишь вхождение в двигателестроительный холдинг, формируемый Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК).

Согласно первоначальному соглашению между банком и заводом кредитная линия открывалась для реализации антикризисной программы самарского двигателестроительного комплекса, включающей в себя в т.ч. реструктуризацию действующего кредитного портфеля и финансирование текущей деятельности предприятия. По плану линия должна была быть закрыта до 1 декабря 2009 г. Средняя ставка по кредиту для «Моторостроителя» была установлена на уровне 19,8%. Причем летом 2009 г. ОАО «Банк ВТБ» приняло решение даже снизить ставки по среднесрочным и долгосрочным кредитам стратегически значимых предприятий на 2-3%.

В список таких предприятий вошел и завод «Моторостроитель». Но к назначенному моменту, видимо, у завода все равно не оказалось средств, несмотря на послабления, и срок погашения привлеченного кредита был продлен до 1 июня 2011 г.

При определенных обстоятельствах данный факт можно было бы назвать техническим дефолтом по долговым обязательствам. Причем в прошлом году такое здесь уже случалось. Возникли сложности с выполнением обязательств по облигационному займу ООО «Моторостроитель-финанс», которое является стопроцентной дочерней компанией ОАО «Моторостроитель». Облигационный заем был зарегистрирован 14 июня 2007 г. Его объем составил 1 млрд. р. со сроком обращения 3 года. 19 января 2009 г. ОАО «Моторостроитель» выкупило по оферте 98,7% этого облигационного займа за счет собственных средств. Для полного погашения облигаций пришлось использовать как собственные средства, так и банковский кредит ОАО «ВТБ». Это привело к техническому дефолту ООО «Моторостроитель-финанс» по облигациям.

Нестабильное финансовое положение предприятия не спасает даже вхождение в ОДК и госгарантии по кредитам. В новом году на «Моторостроителе» должен завершиться первый этап программы технического перевооружения. Будет обновляться максимально изношенное и устаревшее оборудование. В первую очередь то, которое задействовано в выполнении заказов для космической программы, что потребует дополнительно 350 млн. р. Ожидалось, что в 2010 г. объем работ на заводе увеличится на 30%, а антикризисные меры позволят оптимизировать штат сотрудников и открыть новые вакансии. Но, учитывая ежегодные дефолты и грядущие выплаты по открытым кредитам, видно, что «Моторостроитель» недалеко ушел от ситуации февраля 2009 г., когда оказался под угрозой банкротства и остановки производства. Тогда было открыто сводное исполнительное производство, наложен арест на имущество и расчетные счета.