Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (311) | 25 января 2010г.
 

Демонстрировали прорехи

Программу развития Тольятти презентовали Игорю Шувалову

Михаил Куракин

21 января программа комплексного социально-экономического развития г. Тольятти на 2010-2020 гг. после утверждения правительством Самарской обл. была направлена на согласование в аппарат правительства РФ. 16 января мэр г. Тольятти Анатолий ПУШКОВ представил программу в областном правительстве. При этом возник ряд вопросов. Основную критику вызвало отсутствие в программе пунктов, связанных с развитием сельскохозяйственного производства и переработки. Хотя, по мнению наблюдателей, проблематика, отраженная в программе, касается и достаточно негативного социального фона.

Доработанная и утвержденная правительством области программа комплексного социально- экономического развития г. Тольятти на 2010-2020 гг. была направлена на суд правительства РФ. Ее презентацию первому заместителю председателя правительства РФ Игорю Шувалову (на фото) провели заместитель министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл. Олег Майоров и первый заместитель мэра г. Тольятти Вадим Кирпичников. По итогам поездки Вадим Кирпичников сообщил корреспонденту «Хронографа», что программа была принята, но существует необходимость ее доработки.

18 января на еженедельном аппаратном совещании мэр г. Тольятти Анатолий Пушков доложил собравшимся о реакции членов правительства Самарской обл. на программу комплексного социально-экономического развития города. По словам Анатолия Пушкова, основные замечания по программе были сделаны в связи с отсутствием в ней ряда направлений. «В программе не были отражены вопросы с развитием сельскохозяйственного производства и переработки. Были даны поручения, в т. ч. и Министерству сельского хозяйства Самарской обл., Министерству промышленности Самарской обл., мэрии г. Тольятти, главе м. р. Ставропольский, чтобы эти вопросы были решены. Кстати, ответ министр сельского хозяйства дал. 18 января в Москве должны были быть рассмотрены проекты, которые Минсельхоз области готовил для реализации проектов по строительству объектов переработки. В частности, птицефабрики. Были даны предложения, чтобы мы рассмотрели вопросы, связанные с тепличным хозяйством», — отметил тольяттинский градоначальник.

Скорее всего, в рамках развития обозначенных вопросов г. Тольятти достаточно плотно придется контактировать с администрацией Ставропольского р-на. В связи с этим много вопросов возникает в части юридического оформления взаимодействия муниципальных образований. Также не до конца ясно, в чей бюджет, в случае запуска проектов, будут поступать налоги. В беседе с корреспондентом «Хронографа» Анатолий Пушков отметил: «Это важно. Но это не первостепенно. Если, к примеру, жители Тольятти будут работать и жители же Тольятти будут потреблять продукт, то куда будут поступать средства, не так уж важно. У нас есть другие задачи, которые мы должны по этой программе реализовать: создать новые рабочие места, новые производства, которые и будут приносить доход в бюджеты. Хотя бы через НДФЛ».

Что касается отраженной в программе проблематики, то многолетняя работа городских властей выглядит весьма неоднозначно. Согласно программе, в Тольятти накопилось большое количество проблем в секторе экономики. Так, например, в промышленном комплексе наблюдаются слабая диверсификация экономики, наличие жесткой зависимости экономики города от деятельности градообразующего предприятия ОАО «АВТОВАЗ», высокая степень износа основных производственных фондов при недостаточно высоких темпах роста инвестиций в основные фонды, неэффективное использование наличных производственных мощностей по технологиям, не обеспечивающим выпуск конкурентной продукции, низкий уровень инновационной активности организаций. Что касается малого и среднего бизнеса, то в этом направлении существует внушительное количество проблем. Прежде всего, создатели программы отмечают несовершенство нормативно-правовой базы по малому и среднему предпринимательству, требуются упрощение и оптимизация системы налогообложения.

Отсутствует возможность пользоваться банковскими кредитами на пополнение оборотного капитала из-за их высокой стоимости и, как правило, отсутствия достаточного для банка залогового обеспечения.

В социальной сфере также существует внушительный перечень проблем: недостаточное количество мест в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, высокая степень износа зданий образовательных учреждений, перепроизводство и невостребованность ряда профессий и специальностей, а также низкий уровень престижности рабочих профессий и т. д.

Что касается здравоохранения, то существующие мощности амбулаторно- поликлинических учреждений недостаточны для обеспечения доступности и качества оказания медицинской помощи населению городского округа. Существует недостаток современной медицинской техники и оборудования, отсутствие автомобилей медицинского класса «С». Износ основных фондов составляет более 60%, медицинская техника в основном эксплуатируется более 15 лет. Укомплектованность штатов врачебных должностей физическими лицами составляет 60,5%, средним медицинским персоналом штаты лечебных учреждений укомплектованы на 70,4%. Особенно низкая укомплектованность врачами и средним медицинским персоналом наблюдается в амбулаторно-поликлинических учреждениях и на станции скорой помощи.

Заметны недоработки и в жилищной политике. На данный момент в г. Тольятти отсутствует эффективный механизм противодействия самовольному строительству. Составители программы отметили и другие проблемы: сложность и длительность процедур выделения земельных участков под жилищное строительство, отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, высокую процентную ставку по банковскому кредитованию и ужесточение банковских условий.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.