Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (310) | 18 января 2010г.
 

Наполеоновские планы

Комаров продолжает надеяться на оживление рынка

Сейдамет Абреков

На минувшей неделе ОАО «АВТОВАЗ» озвучило итоги 2009 г. и планы на 2010 г. По сравнению с 2008 г. падение производства произошло почти в 2,5 раза. Однако в условиях кризиса руководство АВТОВАЗа строит смелые планы по выпуску в 2010 г. почти 500 тыс. автомобилей и машинокомплектов. Такие планы могут мало соотноситься с реальностью. Особенно на фоне отсутствия ясности в том, какие модели будут производиться на платформе ВО. При этом падение продаж и внедрение автоматизированных технологий должно повлечь за собой дальнейшее высвобождение избыточного персонала.

«В 2009 г. в ОАО «АВТОВАЗ» изготовлено 294 737 автомобилей LADA. Также выпущено 43 047 сборочных комплектов. Лидером по объему производства стало семейство LADA Priora: изготовлено более 91 тыс. этих автомобилей», — отчитался АВТОВАЗ. Стоит напомнить: в 2008 г. АВТОВАЗ произвел 801 563 автомобиля. Падение производства за год произошло почти в 2,5 раза. При этом, как в 2009 г., так и в текущий год АВТОВАЗ вошел с достаточно большим количеством непроданных автомобилей. В начале 2009 г. таковых было около 140 тыс. шт., в начале 2010 г. — около 65 тыс. шт. (см. «Хронограф» № 45 (309) от 28.12.09). С учетом нынешних показателей по объемам продаж имеющегося остатка АВТОВАЗу хватит для продажи в течение трех месяцев. Однако президент АВТОВАЗа Игорь Комаров не решился на остановку главного конвейера. Зато на прошлой неделе АВТОВАЗ подтвердил ранее озвученные плановые цифры произвести около 500 тыс. автомобилей и машинокомплектов в 2010 г. С учетом того, что последствия экономического кризиса оказывают существенное влияние на покупательский спрос, планы АВТОВАЗа по производству в 2010 г. выглядят чрезмерно оптимистичными.

«В конце декабря 2009 г. и во время новогодних каникул эта линия длиной около 1,5 км была частично демонтирована. Согласно антикризисному плану АВТОВАЗа на высвобождающихся площадях будут производиться автомобили АВТОВАЗа и альянса Renault-Nissan на общей платформе», — сообщила пресс-служба АВТОВАЗа.

В своей официальной информации АВТОВАЗ не называет конкретные модели, которые будут выпускаться на так называемых высвобождающихся площадях. Это позволяет делать вывод о том, что пока нет окончательного решения по модельному ряду. Как сообщил информированный источник, на этой неделе вице-президент по техническому развитию Сергей Гайсин и главный технолог завода Александр Ятманов якобы должны поехать во Францию, где должен пройти совет директоров ОАО «АВТОВАЗ». «На совете планируется принять решение по модернизации производства. На прошлой неделе обсуждались два варианта постановки на производство пяти моделей на платформе ВО», — сообщил источник.

Информация о модельном ряде не раскрывается. По неофициальной информации, платформа ВО включает модели Renault F90 и R90, а также некую модель Nissan. Еще две модели не называются. Производство LADA Kalina должно развиваться по линии low-cost — модель 2190. Однако сегодня по этому направлению наблюдается полная тишина.

На прошлой неделе с визитом на АВТОВАЗ прибыла делегация фирмы Eisenmann. Стоит напомнить, что окрасочный комплекс этой фирмы и оборудование для сборочного конвейера работают на линии по производству LADA Kalina. Технологии, имеющиеся в распоряжении Eisenmann, позволяют создавать сборочные конвейеры с максимальной автоматизацией процесса. «В прессовом производстве продолжался монтаж новой линии японской фирмы Komatsu. Автоматическая линия, состоящая из 5 прессов, предназначена для изготовления крупных кузовных деталей автомобилей LADA», — сообщила пресс-служба предприятия. Нынешний уровень продаж и вектор на внедрение современных технологий с минимальным количеством занятых в производстве людей позволяют прогнозировать, что на АВТОВАЗе продолжится высвобождение избыточного персонала.

По имеющейся информации, французская и российская стороны пока расходятся в вариантах модернизации конвейера.

Якобы французы предлагают линию сварки оставить на территории КВЦ, линию покраски разместить в цехе по сборке LADA Kalina на имеющихся мощностях, сборку — на первой нитке главного конвейера. Предложения российской стороны отличаются тем, что для покраски предлагается построить новый цех.

Французский вариант вызывает вопросы из-за нарушения паритета мощностей технологических этапов — сварки, покраски, сборки. Из-за того что сегодня производство Kalina работает четыре дня в неделю в одну смену, возникает французское предложение дозагрузить покраску комплектами ВО. В результате покраска будет работать в две смены, а сборка на Kalina и на первой нитке — в одну. Покраска может стать «узким местом».

Российская сторона якобы указывает на то, что в случае увеличения потребности рынка увеличить объемы производства не удастся. Стоит напомнить, что в 2004 г., накануне запуска производства LADA Kalina, АВТОВАЗ заявлял о том, что годовая производительность всего комплекса — 220 тыс. автомобилей. Т.е. при увеличении производства придется модернизировать покраску.

Напрашиваются вывод, что французы не верят в то, что АВТОВАЗ в ближайшие годы сможет произвести больше, чем 220 тыс. автомобилей. Либо они могут пролоббировать реализацию сценария поэтапного вытеснения вазовского модельного ряда.

Вариант российской стороны имеет тот недостаток, что совершенно непонятно, кто будет осуществлять инвестиции в строительство нового цеха окраски. Не решено, кто будет поставлять оборудование. Как сообщил источник, на сегодняшнем этапе Eisenmann занимается инжинирингом.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.