Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №45 (309) | 28 декабря 2009г.
 

Водоканальный размен

Регистрацию объектов ускорят за вклад инвестора в предвыборный фонд

Иван Григорьев

В середине декабря директор МП «Самараводоканал» (СВК) Петр БУКИН выразил надежду, что процесс регистрации большей части муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении СВК, завершится в течение года. Поводом для подобной уверенности может являться присутствие в команде мэра Виктора ТАРХОВА (на фото) людей, имеющих устойчивые связи с ФГУП «Ростехинвентаризация». За такую услугу победителю конкурса за право аренды имущества водоканала, вероятно, придется как-то поучаствовать в формировании избирательного фонда главы города.

Как сообщил заместитель директора СВК Юрий Прозовских, МП попытается зарегистрировать все свои активы в течение года, чтобы иметь возможность для продления действия краткосрочных договоров, которые будут заключены с арендаторами по итогам предстоящего конкурса. В условиях соглашений возможность передачи недвижимого имущества в хозяйственное ведение инвестору по прошествии 360 дней не предусмотрена, в то время как условие пролонгации аренды уже включено в проект конкурсной документации. В СВК почему-то почти на 100% уверены, что процесс технической инвентаризации и регистрации значительного количества сложных для оценки объектов пройдет необычайно быстро и якобы недорого для муниципалитета.

Уверенность в отсутствии собственных расходов имеет под собой основание, которое кроется в томе №4 «Конкурсной документации». В проекте краткосрочного договора аренды имущества водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) присутствует п. 3 под названием «Обязанности сторон по технической инвентаризации и регистрации недвижимого имущества». Согласно пп. 3.1, арендодатель (в лице СВК) «обязуется в разумный срок с даты заключения настоящего соглашения зарегистрировать в установленном действующим законодательством РФ порядке право муниципальной собственности и хозяйственного ведения на недвижимое имущество ВКХ», перечисленное в составе приложения №1 к договору. Таким образом, СВК намеревается подтвердить ранее возникшие права муниципальной собственности и хозяйственного ведения на объекты ВКХ в соответствии с требованиями ст. 6 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В целях исполнения указанных в пп. 3.1. обязательств арендодатель «обязуется в разумный срок осуществить государственную регистрацию прав арендодателя также и на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости», указанные в составе приложения №1 (пп. 3.2).

Однако куда более странный нюанс прописан в пп. 3.3. В целях оказания содействия арендодателю в скорейшем оформлении права муниципальной собственности арендатор (победитель конкурса) «вправе с согласия арендодателя осуществлять финансирование работ, подлежащих выполнению в соответствии с пп. 3.1. и 3.2. настоящего договора». Параметры такого финансирования согласовываются сторонами дополнительно. При этом стоимость финансирования засчитывается в счет арендной платы или подлежит компенсации арендодателем на иных согласованных сторонами условиях.

Недвижимое имущество ВКХ по мере регистрации права муниципальной собственности и хозяйственного ведения передается арендатору на основании уже долгосрочного договора аренды.

Получается, что инвестор после подписания договора краткосрочной аренды займется, прежде всего, финансированием инвентаризационных и регистрационных процедур. Если говорить о стоимости подобных мероприятий, то она вполне может быть сопоставима с размером арендной платы за пользование имуществом ВКХ, рассчитанной в проекте договора исходя из рыночной стоимости этого имущества. Т. е. инвестор будет оплачивать работы по регистрации и инвентаризации в пределах оговоренных с чиновниками мэрии сумм, при этом арендные платежи с них взыматься, скорее всего, не будут. Другими словами, будет сформирована крайне непрозрачная финансовая схема. Если бы вопросом инвентаризации и регистрации имущества занимался бы муниципалитет, то подрядчик определялся бы на конкурсной основе, после чего можно было бы реализовать законную процедуру передачи имущества в аренду и получать в бюджет платежи от аренды. В настоящий момент расчетная сумма аренды утверждена на уровне 140,5 млн. р. в год с учетом НДС. Собственно, это и есть цена вопроса. Примерно такая сумма может быть израсходована инвесторами на инвентаризацию и регистрацию имущества водоканала.

На фоне такой спешки возникает вопрос, почему идея сдачи имущества водоканала в аренду частным инвесторам не начала реализовываться еще три года назад, сразу после избрания Виктора Тархова мэром Самары. Тем более что вопросами реформирования ЖКХ Тархов занялся почти сразу: сумел завести все коммунальные платежи населения города в МП «Единый информационный расчетный центр» и поделить весь жилфонд между несколькими управляющими компаниями. Ответ напрашивается один: тема водоканала, скорее всего, была припасена к очередным выборам.

Быстрота решения вопросов инвентаризации и регистрации, в которой уверен Букин, не представляется такой уж нереальной. Опыт предыдущей работы и сохранившиеся связи руководителя департамента управления имуществом мэрии Самары Дмитрия Феоктистова говорят сами за себя. Чиновник до момента своего назначения на должность в мэрии занимал руководящие посты в самарских фирмах, имеющих выход на директора Самарского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ» Ярослава Бахмурова. Вместе с Бахмуровым Феоктистов значился соучредителем в ООО «Форс» (7-я Просека, 19), ООО «Макс-Холдинг» (7-я Просека, 19), ООО «Юнис» (ул. Губанова, 19) и др.

Помимо этого, Феоктистов возглавлял рад близких Бахмурову компаний — это ООО «Сиблайн», ООО «Флор-Маркет», ООО «СЕО» и ООО «СЕОН». Причем две последние занимались предоставлением услуг по инвентаризации и оценке недвижимого имущества, а также выполнением работ, связанных с землеустройством. Успех возглавляемых Феоктистовым компаний мог быть обеспечен тем, что одновременно с этим он был еще и советником директора Самарского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ».

Судя по всему, собственник имущества СВК в лице департамента, возглавляемого Феоктистовым, сумел убедить конкурсантов в том, что технических проблем с инвентаризацией и регистрацией имущества водоканала не случится.

Комментарии

Владимир СЮСИН, председатель комитета по развитию городской инфраструктуры и ЖКХ Думы г. о. Самара

- Арендная плата за пользование имущественным комплексом СВК будет взиматься за вычетом средств, выделенных инвестором на регистрацию недвижимого имущества. Это означает, что будут сэкономлены деньги городской казны. Юридическую правомерность такого варианта еще предстоит выяснить. К данному конкурсу есть много претензий. Это, к примеру, весьма поспешная организация аукциона по непонятному принципу в обход органа, официально уполномоченного проводить такие мероприятия. Также незаконна передача имущества в аренду лицом, не имеющим прав собственности на объекты ВКХ. Наконец, прослеживается скрытое лоббирование организаторами конкурса интересов одной из компаний-финалистов — ООО «РВК-Самара».

Полагаю, лоббирование кандидатуры Росводоканала связано с политическими и материальными мотивами градоначальника. Все просто: Росводоканал — дочернее предприятие одной из крупнейших российских финансово-промышленных групп, а предвыборная кампания нынче стоит недешево. Избирательный фонд действующего мэра победитель конкурса может пополнить весьма значительной суммой. Инвестор поможет Тархову за то, что станет арендатором ВКХ.

Причем средства в фонд могут поступать не напрямую, а от лица дочерних фирм, которые у Росводоканала, несомненно, найдутся. Полагаю, речь идет о десятках миллионов рублей.