Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №45 (309) | 28 декабря 2009г.
 

Ждут выгодную цену

Покупатели не спешат приобретать автобазу, которую ранее арендовал Транс-Контракт

Илья Казаков

24 декабря из-за отсутствия заявок был отменен аукцион по продаже автобазы бывшего муниципального АТП-2 в пос. Мехзавод. В октябре департамент управления имуществом Самары включил объект в прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2009 г. Ранее эту автобазу арендовало ООО «Транс-Контракт» (Группа «СОК»). Однако осенью в отношении него было возбуждено дело о банкротстве. В новом году мэрия, вероятно, проведет повторный конкурс, снизив начальную цену контракта с нынешних 105 млн р. Не исключено, что в ходе поэтапного снижения цены ввиду срывов торгов автобаза все же обретет покупателя в лице дружественных Группе «СОК» организаций.

12 января 2004 г. администрацией Самары были заявлены планы реорганизации муниципальных пассажирских предприятий, которые подразумевали слияние пяти действующих АТП в единую организацию. В 2005 г. пять муниципальных автотранспортных предприятий (СПАТК-1, ПАТП-2, АТП-3, АТП-4, АТП-5) были объединены в единую структуру — МП «Самараавтотранс» (с 2007 г. МУП «Пассажиравтотранс»). По сообщению наблюдателей, в процессе слияния выявлялись лишние активы, незадействованные площади, распределялся персонал и транспорт. В итоге якобы незадействованной оказалась бывшая база АТП-2 в пос. Мехзавод. В течение 2004 г. АТП-2 предлагало сторонним организациям использовать свою площадь для автостоянки. Здесь могло расположиться около 40 единиц крупного автотранспорта. Но так и не нашла желающих.

В итоге в рамках городской программы «Развитие и модернизация пассажирского транспорта Самары на 2003-2007 гг.» было решено принять предложение наладить в Самаре сборку автобусов из комплектующих белорусского ОАО «МАЗ», выделив территорию всего АТП. В 2004 г. было подписано соглашение об организации сборочного производства между городской администрацией, ОАО «МАЗ» и компанией ООО «Транс-Контракт», которая считалась подконтрольной Группе «СОК». Цена сделки оказалась рекордно низкой. Предприятие успело расплатиться с городом сразу за полтора года аренды площадей АТП-2, выделив ему всего один автобус МАЗ. Т.е. всего около 2 млн. р, за 1,5 года аренды автобазы площадью около 2,5 га.

База бывшего АТП-2 никак не может обрести хозяина
База бывшего АТП-2 никак не может обрести хозяина

При этом уже в 2005 г. муниципалитету было выставлено условие, что он будет покупать у Транс-Контракта по 1 -2 автобуса в год.

Учитывая, что сборка белорусских автобусов в России могла бы быть рентабельна только при объемах не менее 100 машин в год, а также то, что до 2004 г. около шести подобных «сборочных» проектов по России прогорели, перспективы сборки автобусов в Самаре можно было изначально считать очень туманными. Однако в Самаре на тот момент все определяла предвыборная ситуация. То, что за Транс-Контрактом стояли интересы Группы «СОК», которая на приближающихся выборах мэра 2006 г. могла оказать значимую поддержку кандидату, играло серьезную роль.

По крайней мере, в конце 2006 г., когда мэром Самары стал Тархов, он сразу же провел смену руководителей департаментов, и ответственным за транспорт был назначен аффилированный Группе «СОК» Валерий Графский. Транс-Контракту в эти годы удавалось неплохо зарабатывать на муниципальных контрактах. Причем не только в Самаре. Один только контракт на поставку автобусов МАЗ тольяттинскому муниципалитету оценивался более чем в 460 млн. р.

Свои люди в руководстве департамента транспорта Самары создали серьезное подспорье для конкурента МУП «Пассажиравтотранс» компании ООО «Транс-Лайн» — дочерней структуре ООО «Транс-Контракт». Ведь именно департамент транспорта выдает лицензии коммерческим перевозчикам и распределяет маршруты. Транс-Лайн выполнял рейсы на самарских МАЗах и базировался все на той же базе бывшего АТП-2 в пос. Мехзавод. Вскоре Транс-Лайн начал выигрывать муниципальные конкурсы на организую автобусных перевозок, что в итоге позволило ему быстро увеличить свою долю на рынке.

По мнению экспертов, присутствие Транс-Лайна на автобазе, которая находилась в хозведении его муниципального конкурента МУП «Пассажиравтотранс», якобы даже без изменений условий договора аренды, вероятно, тоже не обошлось без влияния Графского.

Но 4 июня 2009 г. планы СОКа изменились. Графский покинул мэрию. 16 ноября прошло внеочередное собрание кредиторов ООО «Транс-Контракт», на котором было принято решение о начале конкурсного производства (см. «Хронограф» №41 (305) от 30.11.09). Фактически это означало начало ликвидации компании путем банкротства. Банкротство арендатора не стало неожиданностью для отдельных чиновников мэрии. Постановление о приватизации данного участка было подписано в департаменте управления имуществом Самары за месяц до официального решения кредиторов о ликвидации компании, еще 20 октября 2009 г. Согласно ему на продажу выставлен комплекс зданий по адресу: г. Самара, Красноглинский р-н, пос. Мехзавод, Московское шоссе, 22 км, и земельный участок площадью 2,51 га, на котором расположена автобаза. В состав имущественного комплекса автобазы входят ряд строений площадью 281,2 кв. м, 4,4 тыс. кв. м, 2,2 тыс. кв. м, 4 тыс. кв. м, 220,5 кв. м, 231,3 кв. м, контрольно-пропускное здание площадью 59,7 кв. ми здание трансформаторной подстанции площадью 22,6кв. м.

Начальная цена всего объекта была установлена на уровне 105 млн. р., с шагом повышения 5,25 млн р. Впрочем, его использовать не потребовалось: заявок для участия в аукционе, который был назначен на 24 декабря, подано не было.

В 2010 г. мэрия, вероятно, проведет повторный конкурс, снизив начальную цену контракта, и продолжит проводить конкурсы до появления хотя бы одного участника, который в отсутствие других компаний и заключит итоговый контракт по выгодной для него цене. Известно, что рядом с бывшим АТП-2, по Московскому шоссе, множество автосалонов Группы «СОК» и еще один участок на этой линии не стал бы лишним.