Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (308) | 21 декабря 2009г.
 

Игорь Птицын:

Мы в очередной раз прыгнули через пропасть

Михаил Куракин

Для предприятий Самарской обл. финансово-экономический кризис в 2009 г. оказался достаточно серьезным испытанием. Отсутствие кредитования и спад деловой активности внесли существенные коррективы в их политику. Регресс был отмечен практически во всех отраслях: большая химия, автомобилестроение, машиностроение, энергетика. Об итогах работы ООО «Тольяттинский Трансформатор» (ТТ) в кризисный период, перспективах развития предприятия и состоянии отрасли в целом в интервью корреспонденту «Хронографа» рассказал генеральный директор ТТ Игорь ПТИЦЫН.

- Игорь Васильевич, как сегодня вы могли бы охарактеризовать ситуацию на российском рынке электротехнического оборудования? Какой сегмент этого рынка наиболее интересен для ТТ и какие сегменты рассматриваются вами как перспективные?

- С конца 2008 года на рынке произошел колоссальный провал. Все основные секторы нашего рынка, особенно те, которые мы считали традиционно своими, рухнули, причем падение составило 70-90%. Это касается как рынка межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК), нефтегазового сектора, так и наших основных заказчиков по «общепрому», а это и металлургические, и горнодобывающие комбинаты. Кроме этого, значительно снизили закупки электротехнического оборудования и РЖ Д. Там за весь 2009 год было закуплено всего четыре трансформатора, хотя раньше объем закупок исчислялся десятками и даже сотнями трансформаторов ежегодно. Таков общий фон.

Единственный активный потребитель на рынке — это федеральная сетевая компания (ФСК ЕЭС), которая является наследником РАО ЕЭС. Поскольку в этой компании сегодня сосредоточены средства от продажи генерирующих активов и только благодаря тому, что в 2009 году мы были официально признаны ее приоритетным поставщиком, мы смогли «вытянуть» этот год с неплохими результатами.

- Какие изменения в структуре поставщиков ФСК РАО произошли в 2009 году?

- В 2008 году 90% поставок на ФСК осуществляло ОАО «Запорожский трансформатор» (ЗТР), 10% -другие поставщики, прежде всего Московский электрозавод (МЭЗ). А в 2009 году порядка 25% было размещено на «Тольяттинском Трансформаторе». В 2009-м благодаря заключенным ранее договорам Запорожье имеет порядка 60-70% заказов от ФСК. Но если рассмотреть структуру контрактов, заключенных в этом году, я думаю, что доля Запорожья не превышает 50%. Вторая половина — это наше предприятие и московский «Электрозавод». Единичные поставки трансформаторов осуществляет и корейская компания Hyundai. Здесь сыграл свою роль ряд факторов. Конечно, самый важный фактор — государственная политика импортозамещения, которая была объявлена в этом году. Также существенно повлияла смена руководства ФСК, поэтому приоритет резко сместился в пользу отечественных поставщиков. За последние годы и нами, и московским электрозаводом были приняты существенные усилия по модернизации производства, по расширению номенклатуры продукции. Если говорить о нашем предприятии, то пять лет назад на ТТ была разработана и утверждена инвестиционная программа, которая последовательно осуществлялась эти годы. Также на базе ТТ регулярно проводились научно-практические конференции, в ходе которых мы, можно сказать, отчитывались перед заказчиками о проделанной за прошедший период работе. Т.е. они воочию видели те преобразования, которые происходили на предприятии. На подобных мероприятиях присутствовали представители крупнейших предприятий электроэнергетики, нефтегазового комплекса, черной и цветной металлургии, химии и нефтехимии, РАО «РЖД», ВПК. Последняя такая конференция проходила осенью 2008 года — именно тогда руководство ФСК, оценив наши достижения в области конструкции и технологии, приняло решение о масштабных закупках нашей продукции. А в этом году, в начале сентября, на базе нашего предприятия состоялось выездное совещание «ФСК ЕЭС» по перспективам использования первичного оборудования российского производства на объектах Единой национальной электрической сети (ЕНЭС), по итогам которого было заключено соглашение о долгосрочном сотрудничестве между ОАО «ФСК ЕЭС» и ООО «Тольяттинский Трансформатор».

- Какие коррективы внес кризис в инициативу по глобальному перевооружению фондов энергетического оборудования?

- Масштабные инвестиционные программы сетевых компаний обусловлены прежде всего продолжающимся старением основных фондов и необходимостью их замены, и при этом отсутствие достаточных объемов финансирования инвестиций в энергокомпаниях — это системный фактор. Являясь членом совета директоров ОАО «МРСК Юга», я могу привести конкретные примеры по этой энергосистеме. Самая лучшая ситуация по ОАО «Ростовэнерго». Там износ оборудования составляет 80%. Тогда как в ОАО «Волгоградэнерго» — 90%. В принципе, похожая ситуация по всей России. С каждым днем этот фактор становится все существеннее. Все это неоднократно озвучивалось и президентом РФ, и премьер-министром. Технологическое наследство советской эпохи заканчивается. Поэтому, если не предпринимать каких-то существенных шагов по модернизации основного энергетического оборудования, я думаю, что мы можем увидеть еще не одну «Москву-2005» и «Саяно-Шушенскую ГЭС-2009». С другой стороны, в связи с кризисными явлениями в экономике сворачиваются инвестиционные программы практически во всех отраслях, а это приводит к снижению объема платы за технологическое присоединение, которое является одним из ресурсов, направляемым на инвестиции. По тем же причинам падает прибыль сетевых и генерирующих компаний. Соответственно снижаются и возможности кредитных ресурсов для финансирования развития. В результате из источников финансирования остаются амортизационные отчисления, но этих средств явно недостаточно. Это касается прежде всего МРСК и «общепрома». В меньшей степени это касается и ФСК.

- Получается, что в МРСК ситуация безвыходная, пока не восстановится деловая активность?

- Однозначно. Выход появится, если государство возьмет на себя финансирование инвестиционных программ.

- На основании каких принципов на ТТ разрабатываются программы модернизации?

- В отличие от наших конкурентов мы изначально не обладали хорошими стартовыми позициями для осуществления инвестиций. Производственный комплекс предприятия фактически был спасен в ходе банкротства другого предприятия. У нас не было оборотных средств. Практически мы начинали с нуля, не имея ничего. Поэтому изначально нами был утвержден ряд принципов. Во-первых, мы не меняем оборудование полностью, цехами и участками, как это делается на московском заводе. Мы используем наше преимущество в площадях, а площади у нас действительно очень значительные, и, не останавливая производства, начали точечную модернизацию. Почему именно точечную, я уже сказал: ресурсов у нас особо-то и не было. Но это давало возможность более взвешенно подходить к закупкам оборудования. Т.е. мы после изучения вопроса покупали одну единицу оборудования, смотрели, как она «приживается» и какие изменения у нас происходили в технологическом процессе, делали выводы в процессе эксплуатации. В дальнейшем, покупая подобное оборудование, подавали спецификации измененные, с учетом накопленного опыта. Зачастую под наши заявки поставщики изготавливали оборудование, которое не имело аналогов в мире. Ставились и иные задачи. Например, если мы меняем оборудование, то должны получить оборудование, которое будет более эффективным, чем то, которое у нас есть. Мы покупали оборудование, которое являлось наиболее передовым. Мы рассматривали те разработки, которые поставляющие компании еще только вели, и порой заказывали оборудование, существующее еще только в головах у конструкторов.

Считаю, что такой подход достаточно существенно отличает модернизацию, производимую на ТТ, от модернизации, которую проводят, например, наши конкуренты. В результате мы получили одно из самых современных производств на территории СНГ. В I кв. 2011 года мы завершаем второй этап инвестиционной программы. Думаю, что к тому моменту мы будем иметь одно из самых современных предприятий в Европе.

- Какая работа проводится руководством предприятия в части повышения квалификации персонала?

- В свое время мы поняли одну простую вещь: ждать готовых специалистов с улицы — нереальная затея. Поэтому с 2005 года договорились с ТГУ о том, что будем софинансировать подготовку студентов по специальности «электромеханика». Главный конструктор и главный технолог нашего предприятия активно участвуют в образовательном процессе, являются постоянными членами государственной экзаменационной комиссии. Но мы пошли дальше. Мы создали непрерывную систему подготовки специалистов. Сейчас на базе нашей подшефной школы №26 сформирован специализированный класс, в который мы стараемся отобрать детей, склонных к изучению физики, математики, химии, информатики. После школы ребята попадают в нашу группу в ТГУ. Параллельно с обучением студенты уже начинают работать на ТТ, в результате выпускники ТГУ вливаются в наш коллектив как готовые специалисты..

- Удалось ли руководству ТТ сохранить социальную направленность в условиях кризиса?

- Несомненно. Более того, в 2009 году предприятие сумело сделать больше, чем в 2008-м. Это добровольно-медицинское страхование, предоставление путевок в санаторий, на турбазу. Мы поддерживаем наших пенсионеров. Все темы, касающиеся пенсионеров, у нас курирует совет молодых специалистов. Самое же главное, что за период с 2004 по 2009 год заработная плата на предприятии выросла в разы. В этом году, даже при падении объемов производства, мы поставили задачу сохранить зарплату на уровне 2008 года. Средняя зарплата сейчас у нас составляет более 17 тыс. р.

Если говорить о внешних проектах, то мы работаем в сферах культуры, спорта, образования, поддержки ветеранов Великой Отечественной войны. Помимо школы №26 ТТ шефствует над гимназией №39, д/с №7, оказывает помощь детскому приюту «Гармония». Предприятие в постоянном режиме помогает Тольяттинскому краеведческому музею устраивать выставки, выпускаем совместно с ним книги. Также для нас стало традицией, что каждый год мы берем на себя все затраты по встрече Всероссийского Деда Мороза в Тольятти. Устраиваем его визиты в детские дома и приюты. Устраиваем бесплатные представления для детей. Мы поддерживаем ХК «Лада» и ДЮСШ по хоккею. Поддерживаем областную федерацию карате киокусинкай. В 2008 году мы проводили в Самаре чемпионат России по этому виду единоборств, и он был признан Российским союзом боевых искусств (РСБИ) лучшим событием года.

- Чего вы ожидаете от 2010 года?

- Я скажу так: в 2009 году фактически мы в очередной раз прыгнули через пропасть. И хотя ситуация на рынке в 2010 году будет еще сложнее, чем в уходящем году, я уверен, что за счет наших наработок мы будем с заказами. Поэтому никаких сокращений не будет. Более того, за этот год наша средняя численность увеличилась. Увеличение планируется и в 2010 году за счет создания новых производств. Но об этом говорить преждевременно. Наш принцип заключается в том, что мы сначала делаем, а потом говорим.