Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (308) | 21 декабря 2009г.
 

Попросили за партнеров

Спекуляции на кризисе позволили «Курумочу» продлить бюджетный кредит

Илья Казаков

В начале декабря ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» сообщил о преодолении кризиса. Согласно отчету компании в ноябре 2009 г. по сравнению с ноябрем 2008 г. объем перевозок на внутрироссийских и международных направлениях вырос. В то же время 30 ноября аэропорт получил от областного правительства отсрочку выплаты по кредиту в 27 млн. р. на два года в качестве антикризисной меры. И это при том, что крупнейший совладелец аэропорта ОАО «РАСИП-Партнер» (близкий ГК «ВИД») контролирует серьезную часть бизнеса, связанного с деятельностью аэропорта.

Число авиапассажиров, обслуженных «Курумочем» в ноябре т. г. по сравнению с ноябрем 2008 г., увеличилось на 12,3 тыс. чел., или на 13,7%, и составило 102,5 тыс. чел. В ноябре 2009 г. был отмечен значительный прирост пассажиропотока как на внутрироссийских, так и на международных направлениях. На рейсы в города России было продано на 10,8% больше билетов, за пределы страны улетело на 23,1% больше пассажиров. Наиболее популярными направлениями стали Москва, Нижний Новгород, Баку, Душанбе, Шарджа, Шарм-эль-Шейх, Хургада и Прага. Общее количество обслуженных самарским аэропортом пассажиров с января по ноябрь составило более 1,2 млн. чел., что соответствует снижению на 12% в сравнении с аналогичным периодом 2008 г. Согласно оценке отдела по связям с общественностью аэропорта «Курумоч», данные свидетельствуют о постепенном восстановлении прежних объемов пассажирских авиаперевозок, осуществляемых через Самару. На фоне позитивных корпоративных новостей странным смотрится решение о переносе срока возврата бюджетного кредита аэропорту «Курумоч» на 2012 г. Известно, что в соответствии с распоряжением облправительства от 23 декабря 2004 г. «О предоставлении бюджетного кредита ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» и договором от 23 декабря 2004 г., «Курумочу» был предоставлен бюджетный кредит из средств области в сумме 27,1 млн. р. со сроком погашения до 31 декабря 2009 г. с ежемесячным погашением по графику. По неофициальным данным, решение о пролонгации кредита лоббировал лично генеральный директор ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» Леонид Шварц (на фото), ссылаясь на то, что отсрочка должна оживить деятельность аэропорта «Курумоч», непоправимо пострадавшего после банкротства ОАО «Авиакомпания Самара».

Действительно, международный аэропорт «Курумоч» и авиакомпания «Самара» до банкротства последней всегда существовали в тесной связке через учредителей и бизнес-интересы. Крупнейшим акционером обеих структур всегда являлось государство в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (ФАУГИ). Но оперативное управление предприятиями находилось под контролем группы акционеров — юридических и физических лиц, близких к ГК «ВИД» Алексея Ушамирского.

30 сентября 2009 г. ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» раскрыло список аффилированных лиц. Из него следует, что ОАО «РАСИП-Партнер» владеет 40,16% акций ОАО «Международный аэропорт Курумоч».

Стоит отметить, что ОАО «РАСИП-партнер» зарегистрировано в комплексе дорожного сервиса в пос. Курумоч Волжского р-на. По этому адресу находятся гостиница «Русская охота», подконтрольная ГК «ВИД», и еще более 15 фирм, имеющих отношение к Алексею Ушамирскому.

В совет директоров ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» от РАСИП входят Сергей Черепанов (президент ГК «ВИД»), Николай Чернышев (директор ОАО «РАСИП-Партнер» с 2004 г.) и Алексей Дубовицкий (заместитель генерального директора ООО «Группа компаний «ВИД»). Учредителями ООО «РАСИП-Партнер» являются ООО «СОМАР 21» (60%) и Родион Ковалев (40%). Родион Ковалев является деловым партнером Алексея Титова (сын бывшего губернатора Константина Титова). Ковалев был гендиректором ОАО «Авиакомпания «Самара» до августа 2005 г. Его смещение случилось после вступления авиакомпании в альянс AiRUnion.

Единственным учредителем ООО «СОМАР 21» является Борис Горяйнов. Запись в ЕГРЮЛ о его включении в состав учредителей ООО «СОМАР 21» была внесена 26 февраля 2008 г. Горяйнов был известен тем, что возглавлял ЗАО «Самара Экспорт» -нефтяной трейдер, оказавшийся сейчас под процедурой банкротства. До Горяйнова учредителями ООО «СОМАР 21» были Элвира Ушамирская (дочь Алексея Ушамирского), Валерий Холопов (руководитель управления транспорта и связи Министерства транспорта Самарской обл., когда министром был Алексей Ушамирский), Николай Чернышев. Чернышев вместе с Черепановым и Ушамирским является соучредителем ряда коммерческих компаний: ООО «КпУН «ВИД-Владелец», ООО «КпУН «Владелец», ООО «КпУН «Владелец-3», ООО «Кондор», ООО «Русская охота», ООО «Жили-Были» и др. (см. «Хронограф» №33 (297) от 05.10.09).

О неслучайности появления Горяйнова в ООО «СОМАР 21» говорит то, что после формальной смены учредителей в ООО «СОМАР 21» Николай Чернышев сохранил должность директора ООО «РАСИП-Партнер». Скорее всего, Ушамир-ский, став депутатом СГД и видным политическим деятелем по линии «Единой России», попросту решил ликвидировать явные аффилированные связи с аэропортом и авиакомпанией. Но, несмотря на это, его неформальное влияние все же сохранилось через дружественных ему людей.

Многие из подконтрольных Ушамирскому, Черепанову и Чернышеву компаний, а также зависимых от ГК «ВИД» организаций делают свой бизнес благодаря функционированию аэропорта «Курумоч». В этой связи может возникнуть логичный вопрос, почему в то время как областное правительство прилагает усилия для спасения компании, подконтрольное ГК «ВИД» ОАО «РАСИП-Партнер» не проявляет заметной активности. Тем более что аббревиатура РАСИП означает «развитие аэропортов Самары с инвестиционными партнерами». Немаловажным здесь является и то, что Шварц возглавляет ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» с 2003 г.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.