14 декабря ООО «Авианова» сократило число авиарейсов «Самара -Москва» и «Москва — Самара» до одного раза в неделю вместо трех. В авиакомпании предпочитают объяснять отмену полетов необходимостью установки нового оборудования на самолетах. Хотя эксперты ссылаются на низкую рентабельность — якобы на рейсы в Курумоч покупают по 5-7 билетов. Если такие показатели реальны, то в случае сохранения ситуации «Авианова» может покинуть Самару уже в феврале 2010 г., вслед за авиакомпанией SkyExpress.
В общей сложности «Авианова» уже отменила более сотни рейсов, запланированных на вторую половину декабря 2009 г. и на середину-конец января 2010 г. Из Москвы в Самару, Краснодар, Казань, Набережные Челны между рейсами «Авиановы» будут паузы длиной в 6-8 дней. На линии Москва — Астрахань перерыв и вовсе составит три недели — с 10 января по 1 февраля. Продолжительных пауз не будет лишь в полетах в Ростов-на-Дону и Сочи, пользующихся высоким спросом. Пассажирам, чьи рейсы пропали, предлагают билет на другую дату или ваучер на будущие полеты ценой в 120% стоимости билета. Еще летом «Авианова» заявляла, что до конца 2009 г. перевезет 500 тыс. пассажиров и к декабрю будет иметь в парке уже 3-4 самолета. Ставка в достижении цели делалась на сверхнизкие цены на билеты, всего от 250 р. на рейсы «Самара — Москва» и «Москва — Самара». Тогда как средняя цена перелета в эконом-классе на любом другом перевозчике в Москву варьируется от 2 до 5 тыс. р. В реальности оформлять билеты за 250 р. не дали обязательные сборы. Дополнительной нагрузкой на кошельки пассажиров легли сбор аэропорта, страховка и оплата багажа. Только провоз единицы багажа в один конец стоит 200 р. Дополнительно оплачивается выбор места. | | Парк «Авианова» насчитывает два таких самолета
Дети до двух лет летят бесплатно, но придется доплатить еще 300 р. топливного сбора за каждого. Еще за 150 р. пассажир мог скромно перекусить в воздухе. Цена «дешевых» билетов за 250 р. легко могла трансформироваться и в 5 тыс. р., если заранее бронировать билеты. В итоге, по оценкам экспертов, на самарские рейсы у «Авиановы» покупают всего около 5-7 билетов, что значительно ниже уровня рентабельности. Отмену рейсов в пресс-центре «Авианова» объяснили необходимостью установки нового оборудования на самолетах компании. Действительно, «Авианова» располагает всего двумя подержанными лайнерами Airbus A320, взятыми в лизинг, так что временный вывод из оборота хотя бы одного неминуемо ведет к существенному падению частоты рейсов по всем направлениям полетов авиакомпании. Хотя «Авианова» изначально делала акцент на малом числе судов, планируя не производить перелетов, занимающих более чем 2-2,5 часа, и всего за 30 мин. разворачивать машины на новый рейс. Впрочем, количество самолетов не является панацеей от проблем: флот у ее конкурента, компании SkyExpress, состоит из 9 самолетов. Тем не менее компания SkyExpress, проработав на самарском рынке всего 8 месяцев, 29 февраля 2009 г. приостановила обслуживание направления на Самару, а затем и вовсе закрыла его. | | Цена билета вместе с топливным сбором заявлялась у нее значительно выше, чем у «Авиановы», — 2075 р., но средняя заполняемость составляла 50%. После сокращения рейсов в высокий и прибыльный сезон (период рождественских каникул и новогодних праздников) эксперты высказывают сомнения вообще в жизнеспособности «Авиановы». По их мнению, вероятно закрытие рейсов в Самару и по ряду направлений уже в феврале 2010 г. Причем как раз благодаря низкой рентабельности и политике малого числа самолетов. «Авианова» не имеет договоров о резервировании самолетов с другими перевозчиками. Хотя наличие резервных бортов обязательное условие на российском рынке авиаперевозок. На вопрос, каким образом будет осуществляться резервирование воздушных судов, в пресс-центре компании заявили: «В парке «Авианова» два самолета: один самолет резервирует другой». Но в момент «установки дополнительного оборудования», когда работает один борт, в случае непогоды в одном из портов прибытия или технической неисправности авиакомпания вообще может приостановить исполнение обязательств перед пассажирами. Если в ближайшее время Росавиация обнаружит нарушение регламента, «Авианове» грозит как минимум приостановка сертификата эксплуатанта, считают эксперты. В другом случае «Авианове» придется сократить число маршрутов до Сочи и Ростова-на-Дону, разнеся рейсы по четным и нечетным дням, вычеркнув Самару и еще три города. |