Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №43 (307) | 14 декабря 2009г.
 

Сомнительная эффективность

В мэрии Самары нашли способ получить выгоду от отсутствия урн

Иван Григорьев

В начале декабря руководитель департамента городского хозяйства и экологии (ДГХиЭ) мэрии Самары Константин ШУХОВ согласовал порядок взаимодействия при проведении общественных работ по благоустройству города с сопредседателем Международного социально- экологического союза (МСЭС) Сергеем СИМАКОМ. Жителям Самары будет предложено заняться складированием мусора в полиэтиленовые мешки. Этот вариант составит альтернативу работам по установке на территории города урн, которые должны содержать специализированные организации. Причиной нехватки урн, скорее всего, является ненадлежащее выполнение постановления мэра Самары Виктора ТАРХОВА от 10 июня 2008 г.

Постановление мэра Виктора Тархова №404 «Об утверждении Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г.о. Самара» вышло 10 июня 2008 г. Глава 9 этого документа называется «Расчет необходимого количества урн для мусора и их содержание». В соответствии с текстом постановления на территории города рядом со всеми организациями, объектами образования, здравоохранения, метрополитена, потребительского рынка и культурно-развлекательной направленности независимо от форм собственности должны быть установлены урны соответствующего образца. Кроме этого, урны на расстоянии 40 м одна от другой предполагалось поставить в местах массового скопления людей, а на расстоянии до 100 м — во дворах, парках, площадях и в других местах. Все урны предусматривалось укомплектовать полиэтиленовым мешком для сбора мусора. Содержание и систематическая очистка урн по мере наполнения адресуется специализированным организациям, обслуживающим территорию Самары, в рамках муниципальных контрактов.

С течением времени выяснилось, что выполнение постановления вызвало определенные трудности для самарских чиновников и претерпело изменения. Сейчас на улицах областного центра можно увидеть аккуратно сложенные на обочинах мешки с мусором, которые периодически забирают специализированные машины. Увеличения количества урн, особенно в спальных районах, не наблюдается.

Избыток мусора в Самаре заметнее избытка рабочих рук
Избыток мусора в Самаре заметнее избытка рабочих рук

В контрольно-счетной палате (КСП) Думы г.о. Самара (ДГОС) корреспонденту «Хронографа» пояснили, что без наличия какой-либо информации о ходе работ по расчету и установке урн судить о степени реализации постановления Тархова сложно. «Депутаты ни разу не поручали нам проверить освоение средств, выделенных на урны, ни на одном из комитетов», — сказал представитель КСП. Наличие туго набитых мешков и пассивность депутатов, не уделивших внимание ходу реализации программы и эффективности освоения заложенных на нее бюджетных средств даже на заседании комитета по городской инфраструктуре и ЖКХ, наводят на определенные мысли. Либо к освоению средств в мэрии не приступали вовсе, либо решили сэкономить, заменив урны на обычные пакеты. И то и другое выглядит не совсем реально.

Контроль за выполнением Постановления №404 сразу после его выхода Тархов возложил на своего тогдашнего первого заместителя Дмитрия Азарова. После назначения Азарова министром природных ресурсов Самарской обл. за соблюдением правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории Самары поручили следить другому первому заму Тархова – Владимиру Братчикову, который в свою очередь передал эту обязанность Константину Шухову.

В ДГХиЭ корреспонденту «Хронографа» заявили, что средства для проведения расчета необходимого количества урн не выделялись, зато в рамках действующих муниципальных договоров на выполнение работ по содержанию элементов благоустройства, в соответствии с технологией, предусмотрено содержание урн. Затраты по этой статье включены в общую стоимость контрактов.

Выигравшие торги МП «Благоустройство», МП «Самараспецремстройземхоз» и ООО «Средневолжская клининговая компания» якобы установили в общей сложности 973 урны. Содержание и очистку 5265 урн, находящихся на придомовой территории, в ДГХиЭ отнесли к компетенции организаций, собственно отвечающих за содержание этой территории под многоквартирными домами. Несмотря на наличие конкретных цифр, изложенных на бумаге, проконтролировать реальное существование всех этих урн практически невозможно.

Между тем отсутствие расчета реального количества урн, необходимых городу согласно критериям постановления Тархова, могло создать предпосылки для отражения в отчетных документах завышенного числа приобретенных мусоросборников. Исходя из того, что урны являются нестационарными объектами, их недостачу после установки легко списать на банальную уличную кражу или вандализм.

Заметим, что неэффективность работ по благоустройству в мэрии решили компенсировать оригинальным образом. В области уже несколько месяцев действует программа по снижению напряженности на рынке труда. На ее реализацию в уходящем году из федерального и регионального бюджетов было выделено около 1 млрд. р. Нетрудоустроенные и социально незащищенные граждане привлекаются к общественным работам, в т.ч. по уборке мусора, этим объясняется происхождение мусорных мешков на самарских газонах. В начале декабря в ДГХиЭ решили развить данную идею и посоветовались с Сергеем Симаком, координирующим действия таких уборщиков. В итоге решили, что в условиях якобы нехватки средств, поступающих по муниципальным контрактам специализированным организациям, последние будут отвечать только за вывоз мусора. Собирать же его придется жителям Самары, вынужденным из-за отсутствия урн ходить по улицам с пакетами.