Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №43 (307) | 14 декабря 2009г.
 

Тархова не обойти

Отсутствие СЗЗ дает мэру дополнительные возможности воздействия на инвесторов

Анна Большакова

В начале прошлой недели стало известно о начале работы над проектом постановления главы г. Самары, обязывающего предприятия разрабатывать проекты расчетных санитарно-защитных зон (СЗЗ). Не исключено, что его утверждение власти Самары могут затянуть. Отсутствие утвержденных расчетных СЗЗ в дальнейшем может стать для мэра Самары Виктора ТАРХОВА (на фото) мощным рычагом воздействия на иногородних инвесторов, приход которых в Самару по тем или иным причинам невыгоден дружественным Тархову бизнесменам.

Проект постановления главы Самары, обязывающего предприятия разрабатывать проекты расчетных санитарно-защитных зон (СЗЗ), был подготовлен совместно Роспотребнадзором, комитетом градостроительства и архитектуры и департаментом по промышленной политике, предпринимательству и связи г. Самары. «Готовится проект постановления главы, он еще в работе. Мы сейчас делаем проект постановления и отдаем его в правовое управление», — заявил начальник отдела промышленного комплекса департамента по промышленной политике, предпринимательству и связи г. Самары Владимир Токарев.

Согласно пояснительной записке к принятому в 2008 г. Генеральному плану г. Самары, в целях улучшения качества атмосферного воздуха запланировано до 2015 г. «разработать и реализовать проекты организации СЗЗ промышленных предприятий и производственных зон порядка 40 предприятий с обязательным решением задач сокращения площади сверхнормативного воздействия на городских территориях, где проживает население». Согласно ст. 8 Градостроительного кодекса РФ ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Это касается и нанесения на генпланы территорий зон ограничения застройки (санитарно-защитных зон, зон санитарной охраны водозаборов и др.).

«Органами местного самоуправления Самарской обл. до настоящего времени не разработаны нормативно-правовые акты по утверждению проектов санитарно-защитных зон с целью нанесения их границ на генпланы для урегулирования застройки в зонах ограничения (в т.ч. для групп промышленных предприятий), механизма закрепления земельных участков санитарно-защитных зон предприятий», — говорится в докладе «О проблемах в реализации конституционных прав и свобод граждан на территории Самарской обл. в 2008 г.» уполномоченного по правам человека в Самарской обл. Ирины Скуловой.

В настоящее время согласно Генплану в Самаре выделено пять крупных производственных районов, в окрестностях которых возможно строительство жилых массивов (см. справку).

Таким образом, проблема разработки СЗЗ так или иначе затрагивает не только права жителей, но и интересы бизнеса в освоении новых территорий Самары в рамках жилищного строительства. «Расчетные зоны по сводным нормам предельно допустимых выбросов имеют не все предприятия. Разрабатывать СЗЗ должны сами предприятия, а согласовывать — в Роспотребнадзоре», -пояснил источник в департаменте строительства и архитектуры мэрии Самары.

При этом вероятно возникновение конфликта интересов между самими предприятиями и мэрией, поскольку для заводов просто невыгодно уменьшать СЗЗ, т.к. в этом случае придется тратить деньги на улучшение очистных сооружений. А мэрии такая двоякая ситуация может быть только выгодна. В случае затягивания вопроса с утверждением СЗЗ Тархов сможет переложить ответственность на предприятия. Между тем, по мнению наблюдателей, отсутствие расчетных СЗЗ дает мэру Самары дополнительный рычаг воздействия на инвесторов. Фактически сторонние инвесторы, получившие землю в городе под застройку, могут столкнуться с противодействием администрации, которая при оформлении разрешительной документации может отказать, ссылаясь на отсутствие расчетных СЗЗ. В то же время для местных инвесторов, решивших поддержать горадминистрацию, отсутствие расчетных СЗЗ вряд ли станет препятствием. Для них, например, могут вспомнить о существующих нормативах СанПиН.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Справка:

Пять производственных районов, выделенных в Генплане Самары

- Восточный промышленный р-н: площадь территории порядка 600 га на правобережье р. Самары в составе металлургического завода, Самарского завода строительной индустрии, домостроительного комбината №1, Самарский филиал «Кока-кола НВС Евразия», Самара-Лада-центра.

- Юго-восточный промышленный р-н: площадь территории около 2000 га, завод «Авиакор», завод «Прогресс», завод «Моторостроитель», Самарский завод «Экран», Самарский подшипниковый завод, Металлист-Самара, Самарская кабельная компания, предприятия легкой и пищевой промышленности.

- Южный промышленный р-н: площадь территории порядка 600 га, Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод, завод «Волгабурмаш», Кряжская нефтебаза, инженерно-производственное общество «Аир» и др.

- Козелковский промышленный р-н: площадь территории порядка 200 га, ОАО «Салют», предприятия легкой и пищевой промышленности.

- Западный промышленный р-н: площадь территории более 200 га, Завод имени Масленникова, Завод авиационных подшипников, Самарский подшипниковый завод-4, ОАО «Сокол», предприятия легкой и пищевой промышленности.

Комментарии

Андрей ИМУКОВ, руководитель управления информации и аналитики г.о. Самара

- Для объектов, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами устанавливаются разные размеры СЗЗ. Так, например, для зоны предприятий и складов V-IV классов вредности (ПК-1) СЗЗ будет составлять 100 м.