Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №42 (306) | 7 декабря 2009г.
 

Двойные стандарты

Мэрия Самары по-разному трактует закон в отношении ЕИРЦ и Самарагорпроекта

ИА «Центр-Инфо»

На прошлой неделе стали известны новые подробности приватизации одного из самых доходных МП Самары — института «Самарагорпроект». Регистрация выпуска ценных бумаг и завершение акционирования должны произойти уже в декабре. В качестве причины приватизации этого МП называется несоответствие целей его уставной деятельности требованиям ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом горадминистрацию не смущает протест прокурора города о неправомерности деятельности другого МП — «ЕИРЦ».

ОАО «Самарагорпроект» представило в Региональное отделение ФСФР в Юго-Восточном регионе пакет документов для государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Об этом корреспонденту «Хронографа» сообщили в департаменте управления имуществом г. Самары. «Поскольку действия, связанные с государственной регистрацией выпуска ценных бумаг, осуществляются регистрирующим органом в течение 30 дней с момента поступления пакета документов эмитента, названная процедура будет завершена в декабре 2009 г.», — пояснил руководитель департамента управления имуществом Дмитрий Феоктистов.

Сама запись о прекращении деятельности МП институт «Самарагорпроект» в связи с его реорганизацией в форме преобразования в открытое акционерное общество была внесена в ЕГРЮЛ 23 октября 2009 г. Необходимость приватизации Самарагорпроекта в администрации объясняют «несоответствием целей его уставной деятельности требованиям Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (от 6 октября 2003 г.). В этой связи любопытным выглядит отсутствие какой-либо реакции городских властей Самары на протест прокурора города о неправомерности деятельности другого муниципального предприятия — МП «Единый информационно- расчетный центр» (ЕИРЦ). Прокуратура указала, что деятельность ЕИРЦ противоречит требованиям упомянутого закона.

МП «ЕИРЦ» было создано 10 октября 2007 г. Основным видом деятельности предприятия по ОКВЭД в момент его создания было заявлено денежное посредничество (см. «Хронограф» №38 (302) от 9.11.09). Т.е. фактически МП «ЕИРЦ» было создано после принятия и вступления в силу ФЗ №131. При этом стоит отметить, что согласно п. 4 ст. 51 ФЗ №131 «Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом» органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия только для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Акционирование Самарагорпроекта завершится в ближайшее время
Акционирование Самарагорпроекта завершится в ближайшее время

Перечень вопросов местного значения для городского округа изложен в ст. 16 ФЗ №131. Ни там, ни в перечне полномочий органов местного самоуправления, изложенном в ст. 17 ФЗ №131, ни о каком денежном посредничестве речи не идет. А значит, не исключено, что создание и функционирование МП «ЕИРЦ» происходят вне правового поля.

При этом непонятно, почему в одном случае чиновники горадминистрации Самары закрывают глаза на существование одного муниципального предприятия, не соответствующего требованием ФЗ №131, а в другом считают необходимым приватизировать муниципальное предприятие, ссылаясь именно на его несоответствие ФЗ №131.

Стоит отметить, что, по данным департамента управления имуществом Самары, в состав имущества ОАО «Самарагорпроект», за счет стоимости которого сформирован уставный капитал общества, входит используемое предприятием недвижимое имущество. Фактически это нежилое здание общей площадью 229,6 кв.м на ул. Ново-Урицкой, д. 3. Его балансовая стоимость на данный момент сведена к нулю (т.е. она полностью считается списанной). Плюс нежилое помещение площадью 1,98 тыс. кв.м на ул. Галактионовской, д. 132. Прибыль МП институт «Самарагорпроект» за 2008 г. составила 27,7 млн.р., а за 9 месяцев 2009 г. -1,5 млн. р. Эксперты «Хронографа» не исключают, что в дальнейшем оставшееся имущество, находящееся на балансе предприятия, для города может быть утрачено.

Сейчас единственным учредителем и акционером, владеющим 100% акций ОАО «Самарагорпроект», является муниципальное образование г.о. Самара. Однако некоторые депутаты Думы г.о. Самара (ДГОС) опасаются, что в дальнейшем город может его лишиться. «Город теряет важные помещения ради интересов небольшой группы людей. Помещения, располагающиеся в хорошем месте, находятся в прекрасном состоянии», — подчеркивала депутат ДГОС Алла Демина. Тем не менее в самой мэрии заверяют, что отчуждение зданий, сооружений, земельных участков и иного имущества без учета интересов муниципалитета представляется невозможным.

До первого общего собрания акционеров ОАО «Самарагорпроект» генеральным директором общества назначен Сергей Харитонов. Ранее он был директором МП «Самарагорпроект». Как пояснили «Хронографу» в горадминистрации, в настоящее время акционер не имеет намерения осуществить смену руководства ОАО «Самарагорпроект».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Дмитрий ФЕОКТИСТОВ, руководитель департамента управления имуществом г. о. Самара

- Как вы можете прокомментировать опасения депутатов по поводу того, что в результате акционирования МП «Самарагорпроекта» город потеряет имущество?

- По смыслу главы 10 ФЗ №208 «Об акционерных обществах», сделка, связанная с отчуждением или невозможностью отчуждения обществом имущества, рыночная стоимость которого составляет более 25% балансовой стоимости активов общества, является крупной. В случае если предполагаемая цена составляет от 25 до 50% балансовой стоимости активов общества, такая сделка подлежит единогласному одобрению членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. Членами наблюдательного совета ОАО «Самарагорпроект» являются, например, первый заместитель главы Самары Сергей Арсентьев, заместитель главы Самары Александр Кузнецов. Таким образом, полагаем, что перечисленные лица не допустят принятия решения об отчуждении имущества с нарушением действующего законодательства. Кроме того, если наблюдательным советом не достигнуто единогласие при одобрении крупной сделки, а также если предполагаемая цена сделки составляет свыше 50% балансовой стоимости активов общества, такая сделка подлежит одобрению общим собранием акционеров. Учитывая, что 100% акций ОАО «Самарагорпроект» принадлежит муниципальному образованию г.о. Самара, представляется невозможным отчуждение обществом зданий, сооружений, земельных участков и иного имущества без учета интересов городского округа.