Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (305) | 30 ноября 2009г.
 

Выше высокого

Прибыль ТГК-7 на фоне кризиса впечатляет

Сейдамет Абреков

Сегодня предприятия в самых разных секторах экономики испытывают финансовые проблемы. Но этого нельзя сказать о предприятиях энергетического сектора. Они показывают завидные показатели выручки и прибыли, которые зачастую только растут. В Самарской обл. одним из крупнейших игроков на рынке производства тепла и электроэнергии является ОАО «ВоТТК» (ТГК-7). К примеру, в I кв. 2009 г. ТГК-7 показала выручку 3 млрд. р. Если темп роста тарифов ТГК-7 не будет приостановлен, эта цифра легко может быть превышена.

В 2006 г. тариф на теплоэнергию для потребителей Самарской обл. был 344 р./Гкал. Повышение в 2007 г. составило 13%, стоимость 1 Гкал была установлена на уровне 389 р. (см. график). В 2008 г. повышение составило уже почти 22%, стоимость 1 Гкал возросла до 474 р.

В 2009 г. повышение прошло почти на 25%, цена Гкал составила уже 592 р. Каждый раз повышение укладывалось на уровне предельных индексов роста, но оно всегда было выше официального уровня ежегодной инфляции.

Важно понимать, что 13% от 344 р. — это в абсолютном значении всего около 45 р. 13% от 592 р. — это уже почти 75 р. При формировании тарифа на теплоэнергию на 2010 г. максимальный рост заложен также в пределах 13%. Эта цифра была установлена приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ) РФ от 29 сентября 2009 г. №228-э/3. Однако согласно информационному письму заместителя руководителя ФСТ РФ Николая Бакаева от 23 октября 2009 г., субъекты федерации имеют возможность установить тарифы на тепловую энергию выше установленных ФСТ РФ предельных уровней. Но даже с учетом 13-процентного роста в 2010 г. тариф на тепло для потребителей ТГК-7 Самарской обл. будет уже в районе 667 р./Гкал. Удорожание 1 Гкал пройдет на 75 р. Т. е. только за последние четыре года тарифы ТГК-7 для потребителей Самарской обл. увеличились практически вдвое.

Такой энергичный рост тарифной ставки напрямую повлиял на показатели выручки ТГК-7. Если за 2006 г. она составила 28,3 млрд. р., то в 2007 г. уже 32,7 млрд. р. (см. график №1). В 2008 г. объем выручки ТГК-7 возрос уже до 38,8 млрд. р. В 2009 г. объем выручки прогнозируется на уровне 42 млрд. р. За последние четыре года рост по объемам выручки ТГК-7 фиксируется в полтора раза. И, судя по всему, кризис не стал поводом для изменения этой тенденции. По крайней мере провала в графике роста выручки в ТГК-7 не просматривается. Показатели прибыли ТГК-7 не столь однозначны. В основном значительные объемы прибыли приходятся на I кв. Во II и III кв. ТГК-7 традиционно показывает убытки.

Это может быть обусловлено желанием собственников снизить налогооблагаемую базу по итогам календарного года по прибыли. Хотя делается это все под вывеской инвестиционных вливаний в собственное развитие. Учитывая объем ежегодных вливаний, странно, что результаты инвестиций практически не видны.

В 2009 г. контроль над ТГК-7 получило ЗАО «КЭС», основным бенефициаром которого является Виктор Вексельберг. Однако если рассмотреть динамику роста прибыли только по I кв. последних лет, картина получится достаточно убедительная. В 2006 г. прибыль ТГК-7 в I кв. составила336,4 млн. р., в 2007 г. -1,671 млрд. р. В 2008 г. прибыль за I кв. составила уже 1,8 млрд. р., а в 2009 г. — рекордные 3 млрд. р. (см. график). Но стоит ожидать, что в I кв. 2010 г. уже и этот рекорд будет побит.

Этого может не произойти, если рост тарифа ТГК-7 пройдет в более скромных размерах, нежели 13% от действующей величины. К примеру, если рост стоимости 1 Гкал будет ограничен хотя бы на уровне 2006 г., т. е. на 45 р., то в процентном отношении это будет 7,6%. Надо всего-навсего при установлении предельных уровней роста тарифа перейти от относительных величин, выражающихся в процентах, к абсолютным -в реальных рублях. Игра с процентами лишь создает иллюзию сдерживания роста, на самом деле все наоборот.

По мнению наблюдателей, это вряд ли скажется на нормальном функционировании ТГК-7. Скорее, снизятся лишь показатели и без того высокой прибыли.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Справка:

Выдержки из информационного письма заместителя руководителя ФСТ РФ Николая Бакаева от 23 октября 2009 г. уполномоченным органам исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов

В соответствии с протоколом совещания у первого заместителя председателя правительства РФ Игоря Шувалова от 21 и 27 августа 2009 №ИШ-П9-54пр органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов имеют возможность установить тарифы на тепловую энергию выше установленных ФСТ РФ предельных уровней в случае предварительного согласования такого решения ФСТ РФ, исходя из необходимости учета:

- выпадающих доходов теплоснабжающих организаций в 2008 г.;

- индексации заработной платы;

- формирования финансовых резервов в связи с ростом неплатежей за тепловую энергию;

- поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования между тепловой и электрической энергией;

- инвестиционных программ регулируемых организаций в сфере теплоснабжения.

Также основанием для установления органом регулирования тарифов выше утвержденного ФСТ РФ предельного максимального уровня тарифов на тепловую энергию могут служить обязательства по ликвидации субсидий организациям коммунального комплекса на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с содержанием объектов, используемых в сфере теплоснабжения, в целях реализации положений федерального закона от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

При этом в случае, если принятие решения органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов об утверждении им тарифов на тепловую энергию для отдельных теплоснабжающих организаций приводит к превышению установленного ФСТ РФ предельного уровня тарифов в среднем по субъекту РФ, такое решение подлежит согласованию с ФСТ до принятия указанного решения органом регулирования.

ФСТ также считает необходимым отметить, что согласно ч. 9 ст. 6 федерального закона от 14 апреля 1995 г. №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» стоимость тепловой энергии для потребителей, складывающаяся с учетом тарифов и надбавок к тарифам на тепловую энергию, устанавливаемых органами местного самоуправления, может превышать предельные уровни тарифов на тепловую энергию, а также иные предельные уровни тарифов (цен), устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ.