Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (305) | 30 ноября 2009г.
 

Ради АВТОВАЗа

Россия вынуждена искать дружбы с Францией

Сейдамет Абреков

27 ноября во Франции было подписано соглашение по основным условиям реструктуризации ОАО «АВТОВАЗ». Соглашение подписали Renault s. a. s., государственная корпорация (ГК) «Ростехнологии», ОАО «АВТОВАЗ» и «Тройка диалог инвестментс лимитед». Одним из основных условий соглашений стало увеличение помощи АВТОВАЗу со стороны правительства РФ с 25 до 75 млрд. р. Взнос Renault составит в эквиваленте всего 10,8 млрд. р. Неравные взносы позволяют сделать вывод о том, что правительство РФ вынуждено соглашаться на условия французской стороны.

Соглашение о реструктуризации ОАО «АВТОВАЗ» было подписано в рамках XIV сессии межправительственной комиссии РФ и Франции. По этому поводу председатель правительства РФ Владимир Путин заявил: «Renault остается нашим стратегическим партнером. Есть договоренность о том, что доля Renault не будет снижаться (а сегодня у Renault 25 с лишним процентов), но может быть увеличена». По словам Владимира Путина, правительство РФ готово предоставить для развития АВТОВАЗа дополнительно 50 млрд. р. «Возможно, что мы капитализируем ранее выданные кредиты, и тогда поддержка со стороны правительства РФ составит 75 млрд. р.», — сказал Владимир Путин.

В случае если правительство РФ окажет поддержку АВТОВАЗу в том объеме, что озвучил Путин, а позже эти займы будут конвертированы в акции АВТОВАЗа, доли других акционеров будут существенно размыты. Однако речи о размыве доли Renault не идет.

Владимир Путин по этому поводу заявил: «Мы не исключаем, как я уже сказал, увеличения доли Renault. Компания Renault берет на себя обязательства внести необходимые средства в объеме 300 млн. евро в самое ближайшее время. Эти средства будут направлены и в виде технологий, а, возможно, в будущем и в виде прямых инвестиций. Речь идет о передаче технологий и обеспечении производства новых современных автомобилей мирового класса, разумеется, в своем сегменте. И компания Renault намерена передать технологии, необходимое оборудование, лицензии, ноу-хау и т.д. и т.п. Российских партнеров это в высшей степени устраивает».

Взнос РФ в ОАО «АВТОВАЗ» более чем в шесть раз выше, чем тот, который готово сделать Renault. Напрашивается вывод: для того чтобы доля Renault не была размыта, вышеназванный взнос Renault в виде технологий, лицензии, ноу-хау и т.д. впоследствии будет оценен до уровня вклада РФ.

Важно напомнить, что 5 сентября 2008 г. акционеры АВТОВАЗа одобрили покупку лицензий у Renault s.a.s на производство и сборку силовых агрегатов, а также лицензий на производство, сборку и дистрибьюцию автомобилей R90, F90 и платформы ВО. За эти лицензии АВТОВАЗ должен заплатить 220 млн. евро (см. «Хронограф» №33 (248) от 08.09.08). Согласно сообщению информационного агентства (ИА) Финмаркет со ссылкой на представителя Renault Ольгу Сергееву, Renault рассчитывает получить от АВТОВАЗа оплату лицензий до конца 2009 г. Для оплаты покупки лицензий АВТОВАЗ заключил договор с французским банком Societe General (см. «Хронограф» №22 (286) от 22.06.09).

Однако ИА «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу «Банк Сосьете Женераль Восток» в начале ноября сообщало, что банк продолжает переговоры с компанией по предоставлению кредита, он еще не предоставлен предприятию.

С учетом того что взнос Renault в ОАО «АВТОВАЗ» значительно ниже, чем взнос РФ, а также на фоне необходимости оплаты АВТОВАЗом покупки лицензии можно сделать простой вывод. Вероятно, правительство РФ готово будет пойти на самые различные уступки правительству и компаниям Франции только для того, чтобы сохранить динамику взаимопроникновения российского капитала в экономику Франции. Однако согласно сообщению пресс-службы ОАО «АВТОВАЗ» окончательные соглашения по реструктуризации АВТОВАЗа будут подписаны в марте 2010 г.

Получается, французская сторона готова сказать свое решающее слово лишь после того, как будет завершена программа оптимизации расходов АВТОВАЗа.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.