Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №40 (304) | 23 ноября 2009г.
 

Текучий расчет

Передача мощностей Самараводоканала арендаторам не спасет от роста тарифов

Иван Григорьев

17 ноября попытка МП «Самараводоканал» (СВК) внести изменения в свою инвестпрограмму была пресечена. Впрочем, в преддверии появления у СВК частного инвестора — арендатора муниципальных водно-коммунальных объектов — руководство МП дало понять, что повышение тарифов является вопросом времени. При отсутствии субсидий из городского бюджета СВК намеревается отремонтировать износившиеся мощности и выгодно сдать их в аренду, судя по всему, за счет населения.

События, происходившие на заседании профильного комитета ДГОС, являлись, скорее, ширмой, демонстрирующей благие намерения депутатов не позволить СВК «сыграть на повышение». От общей линии поведения отклонился лишь председатель комитета по развитию городской инфраструктуры и ЖКХ ДГОС Владимир Сюсин, прямо заявивший, что непринятие подобных надбавок обратится против населения Самары в будущем, когда тарифы все равно вырастут, но уже в более внушительном размере.

Видимо, Сюсин имел в виду 1 января 2010 г. Начиная с этого дня выпадающие доходы управляющих компаний (УК) в сфере ЖКХ прекратят компенсировать из бюджета. Счета на оплату сверхнормативов потребления коммунальных ресурсов, возникающих из-за потерь на пути «производитель-потребитель», будут приходить непосредственно собственникам жилья.

Начальник планово-экономического отдела СВК Сергей Кирасиров, отвечая на запрос «Хронографа», пояснил, что практика взимания платы за оказываемые услуги по сверхнормативам в МП отсутствует, а затраты на профилактику оборудования в целях уменьшения потерь ему не возмещаются. Более того, Кирасиров сообщил, что СВК вообще не получает средств для реализации инвестиционной и производственной программы из городского бюджета. При этом, по его утверждению, население Самары в 2009 г. оплачивает услуги водоснабжения и водоотведения по тарифам, возмещающим якобы менее 70% экономически обоснованных затрат предприятия. Экономически обоснованные затраты при показателях изношенности инженерных сетей, публикуемых СВК, ежегодно составляют 500 млн. р. Средний износ оборудования систем транспортировки воды согласно октябрьскому выступлению директора СВК Петра Букина -82,3%, систем транспортировки стоков — 77,5%, систем очистки воды -73,4%, сети очистки стоков — 71,2%. Оборудование водозаборов непригодно в 66% случаев.

В общем-то, под видом поиска недостающих средств появилась городская инвестиционная программа, изначально рассчитанная на три года и сумму 1,77 млрд. р. В этой программе отсутствует традиционный для всех МП источник финансирования — банковские кредиты, зато есть прогрессирующий тариф на подключение к коммунальному комплексу и описанная выше инвестиционная надбавка для всех слоев потребителей.

Объекты Самараводоканала с 2010 г. перейдут в аренду частным компаниям
Объекты Самараводоканала с 2010 г. перейдут в аренду частным компаниям

Проблема в том, что оба канала финансирования работают слабо. По признанию Букина, заявок от застройщиков в 2009 г. поступает очень мало, в итоге тариф на подключение не востребован. За 9 месяцев за счет применения данного тарифа в СВК поступило всего 2,2 млн.р. из запланированных 120 млн. р. Со вторым источником ситуация является более острой. Здесь главное — договориться с ДГОС.

Непринятие депутатами надбавки к тарифам на текущий год привело к недополучению СВК 120,1 млн. р. Заговорили об угрозе срыва принятой той же думой программы с последующим снижением надежности функционирования городской централизованной системы водоснабжения и водоотведения.

В качестве примера Кирасиров привел членам комитета по экономике чрезвычайную ситуацию, вызванную аварией на головных сооружениях саратовского водопровода. Причиной ЧС стала недальновидная политика представительных и исполнительных органов власти Саратова, заблокировавших похожую инвестпрограмму. Понятно, что при таком раскладе, озвученном Кирасировым, депутаты вскоре не только примут любые надбавки, но и сошлются на их оправданность, лишь бы гарантированно работало водоснабжение.

Созданием ажиотажа вокруг изношенных до предела мощностей предприятия его руководство может преследовать, по меньшей мере, две четкие цели. Во-первых, плавная подготовка населения к предъявлению счетов на оплату тех самых сверхнормативов, которые сейчас ложатся на плечи УК, имеющих с МП агентский договор. Отрицая факт работы по сверхнормативам, Кирасиров, как выяснилось, лукавил. Представитель одной из УК рассказал, что в 2008 г. существовал риск проверки деятельности СВК Счетной палатой РФ. «В горадминистрации тогда реально опасались обнаружения нецелевого использования средств по сверхнормативным объемам, — говорит собеседник «Хронографа», — поэтому некоторое время мы проводили оплату ресурсов по существующим нормативам или приборам учета. Однако сейчас практика внесения потерь от врезок, протеканий, ремонтов в выставляемый СВК счет возобновилась, а с 1 января с ней будут иметь возможность ознакомиться собственники жилфонда».

Вторая причина ожидаемого тарифного всплеска — ведущийся в настоящий момент конкурсный отбор частного инвестора, который с марта 2010 г. займется эксплуатацией имущественного комплекса СВК. Интересно, что в рамках будущего договора долгосрочной аренды объектов водоканала между муниципалитетом и компанией — победителем конкурса инвестор будет не только реализовывать утвержденную программу работ, но и якобы вкладывать в проект установленную государством сумму собственных средств. Наивно полагать, что после перехода объектов СВК под оперативное управление сторонней организации формального повода собирать средства под инвестиционную программу с населения у чиновников не станет.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Владимир СЮСИН, председатель комитета по развитию городской инфраструктуры и ЖКХ ДГОС

- Надбавку надо принять в целях улучшения финансовой составляющей Самараводоканала не как предприятия, которое отойдет в аренду неким сторонним инвесторам, а как структуры, способной улучшить ситуацию с инженерными сетями на территории Самары. Износ сетей у нас составляет почти 70% — разве это нормально? Рано или поздно люди перестанут в нормальном виде получать воду. Мы можем принимать надбавки для спасения ситуации, но не хотим их принимать. У нас есть полномочия, но мы хотим сохранить свое лицо.

Сергей КИРАСИРОВ, начальник планово-экономического отдела МП «Самараводоканал»

- Необходимость и обоснованность всех пунктов инвестиционной программы подтверждена многочисленными экспертизами. Не утверждать надбавку нельзя — это первое. Второе — инвестиционные проекты, направленные на развитие и модернизацию ЖКХ, не отменяются даже на фоне кризиса, поэтому весь существующий диапазон роста тарифов будет покрыт в любом случае. Вопрос в том, будут ли эти средства направлены исключительно на реализацию производственной программы и текущий ремонт, либо мы все же сможем проводить какие-то инвестиционные мероприятия и контролировать их ход.