Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (301) | 2 ноября 2009г.
 

Последний троллейбус

Поставщик ГСМ может торпедировать проект развития экологичного транспорта

Виктория Чайковская

В конце октября глава администрации Сызрани Юрий КОБЯКИН сообщил, что решение о прекращении троллейбусных перевозок из-за их нерентабельности пока не принято. Еще в сентябре различные источники информации сообщали о вероятном закрытии троллейбусного движения в Сызрани с 1 октября. Развитие троллейбусных перевозок до уровня безубыточной работы могло бы серьезно ограничить функционирование муниципальных автобусных перевозок, что не укладывается в расчеты тех, кто научился неплохо зарабатывать на муниципальных закупках ГСМ.

Троллейбусное движение в Сызрани было запущено осенью 2004 г. Василий Янин, будучи тогда действующим мэром, использовал обещание «пустить троллейбус» в качестве одного из аргументов на выборах. Политтехнологи Виктора Хлыстова критиковали проект. После победы Хлыстова на выборах он, впрочем, был сохранен. В качестве одного из позитивных моментов называлась экологичность этого вида транспорта.

Несколько лет троллейбусы ходили по маршруту «ТЦ «Универмаг» — Юго-Западный р-н». На протяжении всего этого времени муниципалитет получал убытки. По информации источников «Хронографа», на содержание троллейбусов необходимо более 6 млн. р. в год. Эксперты полагают, что проект можно было бы превратить в прибыльный в том случае, если развивать его до изначально предполагаемого масштаба. По замыслу разработчиков проекта, маршрутная сеть троллейбусного движения в Сызрани должна была связать Юго-Западный р-н, промышленную зону, район ул. Декабристов и железнодорожный вокзал «Сызрань-1» — основные направления пассажиропотоков.

В начале октября 2009 г. директор МУП «Сызранское пассажирское автотранспортное предприятие» (СПАТП) Александр Саксонов сообщил «Хронографу»: «Решение о работе троллейбусов в Сызрани находится на стадии проработки.

Троллейбус в Сызрани становится -«экзотическим» видом транспорта
Троллейбус в Сызрани становится -«экзотическим» видом транспорта

Более подробной информацией не располагаем ввиду отсутствия документальных сведений об изменении работы троллейбусов. Перевозка пассажиров троллейбусами осуществляется в количестве трех единиц». В настоящее время, по информации главы администрации Сызрани Юрия Кобякина, СПАТП арендует их у МУП «УК «Городские перевозки». Кобякин сообщил «Хронографу» следующее: «Решением Арбитражного суда Самарской обл. МУП «УК «Городские перевозки» признано банкротом и подлежит ликвидации».

Процедура наблюдения в отношении «Городских перевозок» была введена еще 11 июля 2006 г. Арбитражным управляющим был назначен Игорь Телешинин. В ходе процедуры наблюдения было выявлено, что должник не обладает достаточными основными фондами для осуществления деятельности. Восстановление платежеспособности оказалось невозможным. 14 февраля 2007 г. суд признал предприятие банкротом. Было открыто конкурсное производство сроком на год. Конкурсным управляющим оставили Телешинина. Сроки производства неоднократно продлевались. Датой очередного судебного заседания по этому поводу определено 10 февраля 2010 г.

Схема организации муниципалитетом пассажирских перевозок автобусами имеет свою логику. С одной стороны, процедуру аренды автотранспорта у предприятия-банкрота легко можно организовать по непрозрачной схеме, в итоге мало кто будет знать истинных получателей выгоды от этого.

С другой стороны, сохранение автоперевозок позволяет сохранить бизнес тем, кто научился неплохо зарабатывать на муниципальных закупках ГСМ. Безусловно, развитие троллейбусных перевозок до уровня безубыточной работы могло бы серьезно ограничить функционирование муниципальных автобусных перевозок.

Между тем Кобякин подтвердил, что решения о прекращении троллейбусного движения пока не принято. Правда, в его ответе на официальный запрос редакции речь шла уже только о двух функционирующих троллейбусных единицах. В ноябре 2007 г. один из троллейбусов сгорел. Отремонтировали его или нет — неизвестно. До сих пор сведения из разных источников о количестве работающих троллейбусов не совпадают.

Пока троллейбусы продолжают ходить в обычном режиме. По мнению наблюдателей, до конца 2009 г. на линии останется хотя бы один троллейбус. С января же 2010 г. троллейбусный проект, как полагают эксперты, может быть заморожен, а то и свернут. Любопытным следствием его в Сызрани могут остаться пункты в генеральном плане города, которые вносились якобы под «троллейбус». Так, например, генпланом было предусмотрено спрямить дорогу ул. Ульяновской по Кузнецкому парку с целью запуска четвертой очереди троллейбусного движения по центру города. Теперь участок «спрямления» можно будет использовать под иные цели.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.