Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (300) | 26 октября 2009г.
 

Опять с протянутой рукой

АВТОВАЗ просит еще 50 миллиардов и вспоминает оффсет

Сейдамет Абреков

19 октября президент ОАО «АВТОВАЗ» Игорь КОМАРОВ (на фото) заявил о том, что АВТОВАЗ планирует разместить конвертируемые облигации на 50 млрд. р. Это должно стать одной из основных антикризисных мер предприятия. Выкупом облигаций займутся банки, контролируемые государством. Таким образом, за функционирование предбанкротного предприятия может быть предложено заплатить российским налогоплательщикам.

19 октября руководство ОАО «АВТОВАЗ» организовало пресс-конференцию, на которой озвучило антикризисную программу предприятия. Одной из главных мер этой программы станет привлечение 50 млрд. р. «Сегодня АВТОВАЗ ведет переговоры с правительством, основными банками-кредиторами и акционерами о возможной реструктуризации задолженности. Рассматриваются различные варианты реструктуризации: выпуск облигаций, прямые переговоры с банками-кредиторами, участие акционеров», -заявил на пресс-конференции президент ОАО «АВТОВАЗ» Игорь Комаров. «Наиболее предпочтительным является вариант выпуска конвертируемых облигаций и размещение их в какой-либо финансовой структуре, принадлежащей государству», — добавил исполнительный вице-президент по финансам и корпоративному развитию АВТОВАЗа Олег Лобанов. Также со слов Лобанова стало известно, что 38 из 50 млрд. р. будут направлены на выплаты по ранее полученным кредитам. Облигации выкупят банки, контролируемые государством. На АВТОВАЗе это предпочитают называть перекладыванием денег из одного государственного кармана в другой. Однако мало кто из независимых экспертов готов согласиться с тем, что это является дееспособным механизмом вывода ОАО «АВТОВАЗ» из кризиса.

Согласно данным АВТОВАЗа, на III кв. 2009 г. размер основного долга предприятия составляет 62,06 млрд. р. По прогнозам, к концу года долг вырастет до 75,2 млрд. р. В эти цифры включен беспроцентный заем на 25 млрд. р. от ГК «Ростехнологин». В случае привлечения 50 млрд. р. сумма долга лишь вырастет, причем очень значительно. Заем Ростехнологиям АВТОВАЗ должен вернуть во II кв. 2010 г. В свою очередь Ростехнологии должны вернуть эти деньги в бюджет государства. Судя по всему, отдавать долг АВТОВАЗу будет нечем. В этой ситуации вполне вероятно, что заем Ростехнологии будет конвертирован в акции ОАО «АВТОВАЗ», после чего эти акции, вероятно, будут переданы государству, причем некоторые осторожные высказывания премьер-министра РФ Владимира Путина наталкивают именно на такие предположения.

Не стоит исключать, что в случае получения АВТОВАЗом дополнительных 50 млрд. р. от банков, контролируемых государством, и эту сумму также в итоге могут предложить конвертировать в акции. Если это произойдет, то доля Renault в структуре акционерного капитала будет размыта. Между тем допэмиссия вряд ли приведет к росту капитализации АВТОВАЗа, поскольку новые акции, по сути, ничем обеспечены не будут. Предприятие станет крайне непривлекательным для инвесторов. Возможно, это тоже одна из конечных целей нынешней стратегии Ростехнологии. На эту версию наводит то, что тема вероятного участия АВТОВАЗа в оффсетных сделках России со странами Южной Америки по линии военно-технического сотрудничества вновь приобретает актуальность (см. «Хронограф» №17 (136) от 22.05.06). Это корреспонденту «Хронографа» подтвердил лично Игорь Комаров.

В случае если АВТОВАЗу не удастся привлечь 50 млрд. р., в компании не исключают банкротства предприятия. Однако почему-то предпочитают говорить об этом не как о реальном механизме финансового оздоровления, а лишь как об инструменте шантажа. «Мы уверены, что переговоры увенчаются успехом и нам не придется прибегать к мерам защиты от кредиторов», — сообщил Игорь Комаров. По мнению наблюдателей, заем еще 50 млрд. р. — это один из самых банальных и неэффективных способов решить текущие проблемы АВТОВАЗа. Суммарный же заем фактически из государственного бюджета будет равен 75 млрд. р. Эта сумма вполне соразмерна затратам на строительство нового автомобильного завода. Стоит отметить, что за то время, пока к руководству АВТОВАЗа имели отношение ФГУП «Рособоронэкспорт» и ГК «Ростехнологии», в Калуге с нуля был построен завод «Фольксваген Групп Рус» проектной мощностью до 150 тыс. автомобилей в год. На прошлой неделе в запуске полного цикла производства автомобилей на этом заводе участвовал Путин.

Еще одна мера, с помощью которой администрация Комарова планирует бороться с кризисом, это оптимизация численности работников АВТОВАЗа. Согласно антикризисной программе на 15 октября на АВТОВАЗе числится 96204 человека. Целевая же численность персонала — 74431 работник. Т. е. будут высвобождены 21773 человека. Однако на АВТОВАЗе предпочитают говорить о том, что якобы в 2012 г. примут часть ныне высвобождаемых работников. «Сегодня на предприятии насчитывается 9075 человек пенсионного возраста, 5267 человек предпенсионного возраста, 7431 человек — это временно избыточный персонал трудоспособного возраста. Через два года АВТОВАЗ планирует после модернизации производства запустить конвейер для выпуска новых автомобилей, и сотрудники ему понадобятся снова. До этого времени АВТОВАЗ будет занимать временно свободных работников трудоспособного возраста работой на производстве автокомпонентов, на других собственных производствах ОАО «АВТОВАЗ» и обучением», — подчеркнул Игорь Комаров. Однако утверждение о том, что после модернизации производства АВТОВАЗу вновь понадобятся сотрудники, стоит поставить под сомнение. Согласно сообщению официального сайта правительства РФ, после выхода на запланированные мощности в 150 тыс. автомобилей в год коллектив завода «Фольксваген Групп Рус» увеличится до 3 тыс. человек. Легко можно подсчитать, что на современном автомобильном производстве мощностью около 900 тыс. автомобилей в год численность сотрудников может составлять около 20 тыс.

Однако такое предприятие способно создать массу других рабочих мест на смежных предприятиях. Пока на АВТОВАЗе далеки от этого.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Игорь КОМАРОВ, президент ОАО «АВТОВАЗ»

- Сохраняет ли сегодня актуальность тема участия АВТОВАЗа в оффсетных сделках с дружественными странами Южной Америки, ведь этот вопрос возник сразу же после прихода Рособоронэкспорта в Тольятти?

- Вопрос этот недавно поднимался на переговорах на высшем уровне. Но я бы не сказал, что он находится в продвинутом состоянии.