Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (298) | 12 октября 2009г.
 

Бюджетный счет

Налогоплательщики продолжат вкладывать в спасение АВТОВАЗа

Михаил Куракин

8 октября ОАО «АВТОВАЗ» посетил первый заместитель председателя правительства РФ Игорь ШУВАЛОВ. Общественности его визит был представлен как связанный с предстоящими высвобождениями работников автогиганта. Обращает на себя внимание сфера ответственности Игоря Шувалова. Исходя из его функций становится не совсем понятна цель визита высокопоставленного чиновника на АВТОВАЗ. Основной вопрос — вывод предприятия из кризиса и причины нынешнего кризиса -остался за рамками публичного обсуждения.

6 октября на автозавод была делегирована комиссия, состоящая из сотрудников разных ведомств правительства РФ. Помимо оценки деятельности автозавода комиссии предстоит выяснить и некоторые нюансы. По неофициальной информации, одним из основополагающих пунктов является проверка топ-менеджмента автозавода на предмет профессиональной пригодности. Итоги проверки будут подведены после ее окончания, а именно 16 октября.

Параллельно 8 октября на автозавод с рабочим визитом прибыл первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов. На встрече с журналистами Шувалов заявил, что правительство РФ сегодня озабочено программой занятости высвобождаемого персонала и передачей непрофильных активов на баланс бюджетов различных уровней. При этом он резко отозвался об информации о высвобождении 27,6 тыс. сотрудников (см. «Хронограф» №32 (296) от 28.09.09). Заявление звучит несколько странно, т.к. эта информация была размещена на официальном сайте предприятия 24 сентября. При этом Шувалов даже не упоминал об антикризисной программе АВТОВАЗа.

В конце марта 2009 г. совет директоров ОАО «АВТОВАЗ» утвердил антикризисную программу. Основным ее пунктом стало сокращение издержек на 19 млрд. р. По мнению руководства автозавода, на тот момент перед коллективом стояло сразу несколько приоритетных вопросов. «Основные меры этой комплексной антикризисной программы направлены на улучшение текущего финансового положения предприятия и подготовку к развитию АВТОВАЗа в посткризисной перспективе. Отдельные мероприятия антикризисного плана, которые носят срочный характер, стали внедряться еще с начала года, до того как программа была официально принята и утверждена на совете директоров компании», — говорилось в сообщении пресс-службы автозавода. В 2009 г. ставилась задача не снизить рентабельность предприятия в части сохранения и увеличения доли рынка в условиях общего снижения продаж автопроизводителей. «В рамках антикризисной программы запланирован ряд мер по стимулированию спроса, который является основой эффективной деятельности компании в кризис», — говорилось в сообщениях предприятия. Рентабельность планировалось обеспечить посредством снижения закупочных цен на продукцию комплектаторов. В сентябре в эту программу были внесены коррективы.

Сохранение доли рынка является вполне адекватным требованием к антикризисным мероприятиям, т.к. при сложности самого предприятия номенклатура АВТОВАЗа, по сути, имеет одну позицию — товарный автомобиль. От объемов реализации и цены зависят выручка и рентабельность автогиганта. По данным Росстата, в 2007 г. выручка нетто АВТОВАЗа превысила 154,6 млрд.р., чистая прибыль составила 3,95 млрд.р. В 2008 г. выручка выросла до 160 млрд.р., убытки достигли почти 6,7 млрд.р.

Напомним, что одним из первых проявлений кризиса стала проблема с кредитованием дилеров АВТОВАЗа осенью 2008 г. В результате дилеры не смогли выкупить свои квоты. В то же время накопление товарных остатков, судя по всему, позволило ВАЗу провести сделку с ООО «КорпусГрупп Волга-Дон» (см. «Хронограф» №8 (272) от 10.03.09). На фоне всего этого вряд ли можно найти какие-либо маркетинговые движения для роста сбыта. Разговоры об изменении модельного ряда, равно как и о качестве выпускаемых автомобилей, сегодня уже неактуальны — нужно продавать то, что есть. Снижение себестоимости пока так же, как и пять лет назад, остается на уровне разговоров. При этом совершенно непонятно, как оно (если, конечно, такое случится) отразится на сбыте. Пока сбыт автомобилей LADA проходит под единственным сформулированным рынком слоганом: «Денег нет, а ездить надо».

Наиболее вероятным источником средств сегодня остаются бюджетные вливания. «Антикризисный комитет обеспечил контроль за использованием заводом государственной помощи, полученной в виде займа от ГК «Ростехнологии» в размере 25 млрд. р.», — говорилось в сообщениях АВТОВАЗа от 24 сентября. Об этом же говорил и Игорь Шувалов на выходе к СМИ. Однако вряд ли бюджетный поток способен реанимировать предприятие. Тем более что для его пополнения необходимо либо давить еще уцелевший в РФ бизнес налогами и штрафами, либо просто эмитировать рубли. (Разговоры о внедрении прогрессивной ставки НДФЛ уже начались.) При этом обсуждение темы полностью перешло в область возможных увольнений и режима работы конвейера. Создается впечатление, что вопросы — зачем выпускать автомобили и как бороться с затоваркой — никого не интересуют.

В вопрос высвобождения персонала вице-премьер также не внес ясности. Разговоры о создании новых производств и новых рабочих мест ведутся в Тольятти уже не первый год. Последним таким предприятием было ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ». В вопросе же снижения штатной численности предприятия до сих пор не прозвучал термин «расторжение трудового договора по соглашению сторон», предусмотренный ТК РФ. Таким образом, совершенно неясно, какую кадровую политику выбрал автогигант: либо сохранить численность с угрозой падения зарплаты ниже прожиточного минимума, либо оптимизировать численность непонятно на каких условиях и с какой перспективой.

Наконец, обращает на себя внимание сфера ответственности Игоря Шувалова (см. справку). Исходя из его функций становится не совсем понятна цель визита высокопоставленного чиновника на АВТОВАЗ.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Справка:

Игорь Шувалов — первый заместитель председателя правительства РФ. Координирует работу федеральных органов исполнительной власти, дает им поручения по вопросам:

- выработки государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности и внешней торговли;

- торгово-экономических отношений и экономической интеграции РФ и государств — участников СНГ;

- государственной политики в сфере международных отношений РФ;

- государственной политики в сфере технического регулирования;

- ведения переговоров о вступлении РФ в ВТО;

- государственного регулирования интеллектуальной собственности;

- государственной политики в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС;

- обеспечения безопасности дорожного движения;

- государственной поддержки развития малого предпринимательства;

- управления государственной собственностью;

- государственной политики в области кадастрового учета объектов недвижимости, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- государственной политики в области единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, антимонопольной политики и развития конкуренции; государственной политики в области деятельности субъектов естественных монополий;

- государственной тарифной политики.

Интернет-портал правительства РФ http://www.government.ru

Комментарии

Александр ДРОБОТОВ, замдиректора по объектам непромышленной сферы ОАО «АВТОВАЗ»

- Какие объекты и на чей баланс будут передаваться?

- Пока что все письма ушли на руководителей правительства. И средства рассматриваются федеральные. Сначала там было 767 млн. р. Потом, после того как более жестко прошли мероприятия с оптимизацией деятельности АВТОВАЗа, сумма увеличилась. И она действительно необходима. Все готовящиеся к передаче объекты активно участвуют в коллективном договоре. Это основная часть стабильного производства на АВТОВАЗе. Просто так передать объекты, не обеспечив их ресурсами, это значит потерять коллективный договор. Те ресурсы, которые автозавод тратил на содержание объектов, заявлены в суммах, озвученных Шуваловым. Эти суммы пока заявлены на уровне федерального правительства. Подобный опыт имеется в Магнитогорске.