Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №33 (297) | 5 октября 2009г.
 

Опасная земля

Курылин рискует повторить судьбу Уткина

Татьяна Никонорова

1 октября на заседании научно- технического совета ФГУ «НП «Самарская Лука» было принято решение об обращении в прокуратуру Самарской обл., а также в Министерство природных ресурсов и окружающей среды. Если надзорный орган найдет в действиях администрации Жигулевска нарушения в порядке продажи земельного участка в с. Солнечная Поляна, то у мэра города Александра КУРЫЛИНА может появиться шанс повторить судьбу экс-мэра Тольятти Николая УТКИНА. Тем более что пострадавшей стороной в данном случае окажется не частное сельхозпредприятие, как это было в Тольятти, а Российская Федерация.

Лакомый кусочек

В ближайшее время ФГУ «Национальный парк (НП) «Самарская Лука» обратится в прокуратуру Самарской обл. с заявлением о проверке действий мэрии г. Жигулевска. Причиной стало решение мэрии г. Жигулевска продать с аукциона земельный участок площадью 1 га в с. Солнечная Поляна. Администрация НП «Самарская Лука» утверждает, что эти земли являются федеральной собственностью и находятся в пользовании национального парка. В нацпарке также отмечают, что в силу того, что этот участок входит в границы НП «Самарская Лука», то, соответственно, он считается частью охраняемых и особо охраняемых территорий, которые, по закону об особо охраняемых природных территориях, приватизировать нельзя.

Село Солнечная Поляна входит в границы г. о. Жигулевск. Соответственно, выставленный на аукцион участок тоже территориально находится в границах округа. Вероятно, поэтому в мэрии решили им распорядиться по собственному усмотрению. Однако муниципалитет имеет право распоряжаться только муниципальной собственностью, но никак не федеральной.

Кадастровая стоимость этого земельного участка составляет всего 873 тыс. р. При этом его стартовая цена установлена в 5 млн. р. Сейчас рыночная стоимость земельных участков в с. Зольное, с. Солнечная Поляна и пос. Богатырь колеблется от 175 тыс. до 200 тыс. р. за сотку. Площадь земельных участков колеблется от 5 соток до 1 га. Таким образом, можно предположить, что этот земельный фонд был сформирован из расчета продажи его с целью дальнейшей перепродажи по более мелким долям, но уже без аукциона и по рыночной цене. В итоге выручка от продажи земли на этом участке конечным покупателям вполне может достигнуть 20 млн. р.

По информации официального сайта управления Роснедвижимости, данный участок был сформирован до 2007 г., т. е. еще при мэре Жигулевска Сергее Балахонове. Однако продать его решили уже при Курылине.

Расположенные вдоль берега Волги села вошли в состав Жигулевска в 2005 г., когда была установлена граница г. о. Жигулевск. В этот же период должен был происходить процесс разграничения муниципальных и федеральных земель.

Мэрия Жигулевска на момент выхода номера не ответила на запрос редакции о наличии зарегистрированного права собственности на этот земельный участок. Зато в НП «Самарская Лука» утверждают, что участок в Солнечной Поляне — федеральная собственность. «От одного установления городской черты форма собственности не меняется. Могут измениться категория земель, целевое назначение, но не форма собственности. Как правило, если собственность на земельный участок не разграничена, по умолчанию устанавливается собственность Российской Федерации», — прокомментировал корреспонденту «Хронографа» один из независимых экспертов земельных правоотношений. Между тем с руководством нацпарка согласны не все. Председатель комиссии по муниципальному имуществу и приватизации, градостроительству и землепользованию Думы г. о. Жигулевск Рубик Амроян считает, что мэрия поступила в данном случае правильно.

«Значит, имеется старая документация, согласно которой есть земля г. о. Жигулевск. Поэтому земля и продается», — предположил Амроян. В свою очередь, Амроян предположил, что эти земли вообще никогда нацпарку не принадлежали, поскольку использовались якобы для сельскохозяйственного производства.

После 2005 г. была предпринята попытка разграничить собственность. Была даже начата инвентаризация земель, которая так и не завершилась. «Национальный парк лучше бы сам платил деньги, устанавливал себе территорию, город это небесплатно же делает. Тратятся большие суммы для того, чтобы дали нам карту города, утвердили межевание, дали в земельном комитете «добро», чтобы получить официальный документ. А так, пока совершенно не определено, где национальный парк, где г. Жигулевск, где Ставропольский р-н», — рассказал Рубик Амроян. Что касается городской границы, то здесь, по словам председателя профильной комиссии, работа кипит: «Она описана, она должна утвердиться проектным институтом Тольятти. Работа идет, публичные слушания идут. Стал побольше штат архитектуры и земельного комитета, они работают день и ночь». Стоит напомнить, что в Тольятти при мэре Николае Уткине специалисты земельных правоотношений тоже много работали, но это в конечном итоге не уберегло их от уголовного преследования.

Строить нельзя

Закон об особо охраняемых зонах накладывает ограничения на использование таких участков: жилищное строительство, например, не отвечает целям деятельности национального парка. Речь идет о том, чтобы деятельность города не противоречила деятельности нацпарка.

Сейчас, по словам заместителя руководителя НП «Самарская Лука» Сергея Беляшова, мэрией Жигулевска сформирован генплан, согласно которому территории на т. н. побережье могут включать в себя и различные производственные предприятия. «Мало того что на территории национального парка производство как таковое запрещено, так еще и возникает вопрос: а для кого это? Кто должен там работать? Коренного населения там — три старухи остались, все остальные — дачники: тольяттинцы, самарцы, москвичи. Кто туда поедет работать? Ведь там ни жилья, ни инфраструктуры. Строить бараки? Вопросов больше, чем ответов», — поделился своими соображениями Беляшов.

Создание государственного природного национального парка «Самарская Лука» произошло в 1984 г. Он был создан на базе жигулевского и сызранского лесхозов Министерства лесного хозяйства РСФСР. В состав национального пака «Самарская Лука» было включено 69 тыс. га земель государственного лесного фонда в границах жигулевского и рождественского лесхозов. Помимо этого, в состав нацпарка вошли еще и 62 тыс. га земель колхозов, совхозов и 3 тыс. га земель других землепользователей. Под «другими землепользователями» подразумевались земли, занятые железной дорогой, коридорами связи и прочими коммуникациями.

В ходе формирования границ парка «Самарская Лука» в 1989 г. в его состав было включено с. Переволоки. Таким образом, границы парка оказались установлены «от с. Переволоки на западе, по правому берегу Усинского залива, с севера, востока и юга — по берегам Куйбышевского и Саратовского водохранилищ до с. Переволоки, исключая территории собственно г. Жигулевска и рабочего поселка Яблоневый Овраг, а также земли Жигулевского государственного заповедника и острова в районе с. Рождесвенно Волжского р-на».

Одновременно с этим было принято решение о прекращении хозяйственной деятельности, противоречащей задачам национального парка. Так, например, эксплуатация Валовского месторождения глин Жигулевского комбината строительных материалов и месторождения кирпичных глин Тольяттинского кирпичного завода была разрешена, но с условием рекультивации и последующего возвращения этих земель в ведение нацпарка. Рекультивация должна закончиться в 2010 г. Одновременно сокращается деятельность и Жигулевского карьероуправления, Жигулевского комбината строительных материалов, Жигулевского известкового завода, а также Тольяттинской и Куйбышевской птицефабрик. В свое время Волжский автозавод получил предписание прекратить строительство свинооткормочного комплекса «Бахиловский». Что и было сделано со II кв. 1989 г.

Старый сценарий

После того как на территории нацпарка хозяйственная деятельность была свернута, туда потянулись желающие вложиться в элитную недвижимость, а само побережье прозвали «золотым». Появление в с. Богатырь, Солнечная Поляна, Зольное и Ширяево большого количества элитных коттеджей уже становилось объектом внимания прокуратуры. «Раньше в этих селах были огороды и невзрачные дачки. Потом земля стала предметом купли-продажи, и на этих территориях земля стала продаваться и застраиваться элитной недвижимостью. Генпрокуратура проводила проверку. Я присутствовал в той комиссии. Мне даже пришлось защищать город, тогда я сказал о том, что идет продажа этих хибар, которые новые хозяева потом сносят и застраивают особняками. Но даже тогда совершенно не шла речь о продаже нетронутых земель под застройку. Шла перепродажа уже застроенной земли», — вспоминает о тех событиях Беляшов.

Жигулевск уже испытывает нехватку земельных ресурсов. «Периодически возникают спорные вопросы, город зажат, территории немного, а хочется расширяться, и вопросы пока еще не полностью решены», — поделился Амроян. Эту же ситуацию признают и в нацпарке. Но тут же оговариваются, что сложность в любом случае в режимах использования земли: необходимо договариваться. «И договариваться нужно не с нами. У нас земли нет. Земля есть у государства. А у нас она в оперативном управлении. Поэтому разговаривать обо всем придется с государством. С другой, стороны, Курылин уже взрослый человек. Если он хочет взять на себя ответственность и продать эту землю, то ограничить его сложно», -предполагает Беляшов.

Если надзорный орган найдет нарушения законодательства в продаже земельного участка, мэру города это может грозить разбирательствами по поводу превышения должностных полномочий. Сейчас по той же самой статье в Тольятти вновь судят экс-мэра города Николая Уткина. Впрочем, в самом Жигулевске на этот счет оптимистичны. «Маловероятно, что в нашем городе такое случится. Я не верю, потому что я сейчас не знаю ни одного случая, чтобы кто-то пожаловался, что вот его участок, ранее полученный, или в аренде, или в собственности, кто-то им распорядился», — резюмирует Амроян.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Рубик АМРОЯН, председатель комиссии по муниципальному имуществу и приватизации, градостроительству и землепользованию Думы г.о. Жигулевск

- Национальный парк много на себя ответственности берет. Мы их просим предоставить нам документы, они не предоставляют. Ну нет у них никаких документов, поскольку давно, в советские времена, колхозы и совхозы эту землю использовали. Там сельхозугодья были, как эта земля стала национальным парком? Я знаю, что мэр потребовал от них: покажите, что это ваша земля. Нет такой документации, я уверен.