Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №33 (297) | 5 октября 2009г.
 

Добились невозможного

Департамент городского хозяйства Самары не сумел освоить деньги

Иван Григорьев

В конце сентября была раскрыта информация об исполнении субсидий департаментами мэрии Самары в первом полугодии 2009 г. Чаще остальных распорядителем дополнительных средств назначался департамент городского хозяйства и экологии. Однако исполнение им бюджета в итоге не превысило 50% ни по одному из направлений. На фоне бездействия муниципальных служб управляющие компании в сфере ЖКХ перед началом отопительного сезона пытаются любыми способами заставить должников платить. Поставщики в свою очередь готовы прекратить обслуживание.

Субсидии в течение первых шести месяцев 2009 г. в соответствии с пунктом 13 решения Думы г.о. Самара (ДГОС) «О бюджете г.о. Самара на 2009 г.» предоставлялись шести департаментам мэрии. Больше всего направлений освоения средств, а именно семь, вел департамент городского хозяйства и экологии. Но распорядиться деньгами согласно раскрытой информации он не смог даже наполовину.

Совокупная дебиторская задолженность департамента городского хозяйства и экологии на 1 июля 2009 г. равнялась 156,4 млн. р. Это самый высокий показатель из всех департаментов мэрии Самары. По общей кредиторской задолженности департамент городского хозяйства и экологии, возглавляемый Константином Шуховым, также оказался вне конкуренции — 318,6 млн. р. Второе место с 126,7 млн. р. занимал департамент здравоохранения. В расчете экономии средств при размещении заказов для муниципальных нужд эти департаменты поменялись местами. Департамент здравоохранения сохранил для города почти 60 млн. р., а департамент городского хозяйства — всего 35,3 млн. р. Тем не менее по состоянию на 1 сентября 2009 г. сумма кредиторской задолженности муниципального бюджета в целом по всем распорядителям бюджета составила 661,6 млн. р., в т. ч. просроченная — 132,1 млн. р. Причем в течение осени она обещает вырасти сразу по нескольким причинам.

На предоставление населению коммунальных услуг по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, было утверждено 270,3 млн. р., а исполнено лишь 109,8 млн.р. На услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, выделили 912 млн. р., исполнили — 427,7 млн. р.

Еще хуже обстоит дело с мероприятиями по капитальному ремонту многоквартирных домов. Из запланированных 609,3 млн. р. подрядчики освоили всего 108,4 млн. р. На установку приборов учета потребления тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения потратили 1,08 млн. р. из обещанных 8,8 млн. р.

Программа поддержки ЖКХ в Самаре провалилась
Программа поддержки ЖКХ в Самаре провалилась

Катастрофически выглядит ситуация с диагностикой внутридомового газового оборудования (ВДГО) и устранением нарушений правил и норм технической эксплуатации ВДГО. По бюджету следовало влить в этот сектор 40 млн. р., исполненные же средства составили всего 360 тыс. р., что менее 1% от запланированной суммы.

Несмотря на заявления распорядителей средств о том, что неравномерное исполнение утвержденных смет является запланированным, а большая часть расходов должна прийтись на IV кв. из-за расчетов по заключенным муниципальным контрактам и иным договорам, все равно видно, что программа поддержки ЖКХ в очередной раз провалилась. Следовательно, соответствующие статьи бюджета может ожидать повторное секвестрование.

Напомним, что в мае этого года финансирование нужд ЖКХ в Самаре уже уменьшали почти на 900 млн. р. Следующее сокращение, по мнению одного из депутатов ДГОС, произойдет не позже ноября. «Я не могу гарантировать, что средства будут сняты именно со статьи ЖКХ, — заявил собеседник «Хронографа» в ДГОС. — Нужно попытаться обойтись малой кровью — не финансировать, например, статьи, по которым не проводились тендеры. Однако в области ЖКХ, скорее всего, придется отказаться от дотаций управляющим компаниям — они выиграли тендеры, но работают чрезвычайно плохо».

В кулуарах думы не исключают, что расчеты с поставщиками коммунальных ресурсов тоже придется задерживать из-за прогрессирующего числа неплательщиков. Собственных средств, высвободившихся от секвестра бюджета, мэрии, разумеется, не хватит и придется опять обратиться к коммерческим банкам, чтобы по традиции покрыть острый дефицит высокопроцентными займами. По оценке экспертов «Хронографа», кредитный портфель муниципального бюджета в ходе бесславной борьбы с должниками может потолстеть этой осенью на 1,5-2 млрд. р. Иначе при отсутствии денег поставщики, ссылаясь на ранее подписанные соглашения, могут запросто перекрыть подачу ресурсов.

На фоне пробуксовки муниципальных служб управляющие компании в сфере ЖКХ перед началом отопительного сезона придумывают для выбивания коммунальных платежей новые стимулы для должников. За последние две недели на подъездах некоторых самарских многоэтажных домов появились объявления любопытного содержания. Жильцов информируют о том, что, к примеру, с 1 января 2010 г. будут установлены новые, повышенные нормативы на водоснабжение и водоотведение, соответственно, возрастет и оплата этих услуг при отсутствии приборов учета. В конце обращения содержится настойчивая просьба позаботиться об установке приборов учета в каждой квартире, разумеется, за свой счет. Вспоминаются 7,7 млн.р., недошедшие до граждан по директиве установки приборов учета потребления тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения. Эти, видимо, застрявшие где-то на полпути из мэрии средства УК в срочном порядке намереваются извлечь из карманов собственников жилья.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Александр БЕЛАШЕВ, депутат Думы г.о. Самара

- Секвестирование бюджета, разумеется, будет. Оно не коснется образования и здравоохранения, а также социально ориентированных, детских программ. Скорее всего, сократим расходы по статьям капитального строительства, ЖКХ, приостановим реализацию долгосрочных проектов до нормализации ситуации. Но отопительный сезон мы не дадим сорвать в любом случае. Городская администрация однозначно возьмет кредит для расчетов с поставщиками ресурсов и запустит отопление в дома по плану. Условия предстоящего кредитования прозрачны, уже есть ряд банков, готовых предоставить кредиты с процентной ставкой, близкой к ставке рефинансирования Банка России. Сколько именно заемных средств планируется привлечь до конца года, сказать не берусь: это прерогатива исполнительной власти.