Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №33 (297) | 5 октября 2009г.
 

Кредитный коридор

Бюджет Самары не обойдется без заемных средств

Иван Григорьев

29 сентября на заседании межведомственной комиссии по налогам и сборам первый заместитель главы Самары Владимир БРАТЧИКОВ заявил, что в октябре т. г. мэрия вынуждена будет выйти с предложением об очередном секвестре. Несмотря на уменьшение расходов, некоторые статьи бюджета-2009 удастся закрыть только привлечением заемных средств. Кредитование муниципалитета заложено и в утвержденном 1 октября проекте бюджета Самары на 2010 г. На фоне снижения налоговых поступлений увеличивающаяся доля банковских кредитов создает негативный имидж департаменту финансов, возглавляемому Дмитрием ВОЙНИЧЕМ (на фото). Ко всему, неуклонно падает собираемость налогов.

На прошедшем заседании Думы г.о. Самара (ДГОС) выяснилось, что, по предварительным расчетам, поступление налоговых и неналоговых доходов за 2009 г. в бюджет Самары прогнозируется в сумме 10,89, млрд. р., или 95,6% от годового плана. Недополучение составит 4,4%, или около 500 млн.р. Прогноз на 2010 г. определен в размере 11,08 млрд. р., что меньше запланированных на 2009 г. бюджетных доходов примерно на 316,2 млн.р. Таким образом, бюджет-2010 урезают уже на стадии проекта.

В октябре т. г. мэрия будет вынуждена выйти с предложением об очередном секвестре и бюджета нынешнего. Минимальная сумма сокращения, по словам Владимира Братчикова, составит 500 млн. р. «Так складываются обстоятельства по поступлению доходов, — заявил Братчиков, — и хорошо, что это всего 500 млн., а не больше».

Председатель межведомственной комиссии, депутат ДГОС Михаил Куцев, тем не менее, отметил, что пока неизвестно, по каким статьям планируется уменьшить расходы. Но не исключил, что секвестру будут подвергнуты все отрасли бюджета. В ДГОС сомневаются, что средств, вырученных от экономии расходов, мэрии хватит, в частности, на расчеты с поставщиками коммунальных ресурсов — «спасителями» вновь выступят кредитные организации. К помощи банков придется прибегнуть для выполнения обязательств и по другим статьям. По оценке экспертов «Хронографа», найти 500 млн. р. за счет секвестра мало, на деле в целях борьбы с задолженностями кредитный портфель муниципального бюджета может потолстеть этой осенью на 1,5-2 млрд. р.

Схожая тенденция наблюдается в представленном 1 октября проекте бюджета Самары на 2010 г. Документ имеет рекордно низкий дефицит — 5,5%, что составляет 605,5 млн. р. В связи с кризисными явлениями в экономике составители бюджета решили снизить риски, максимально сблизив по объемам его доходную и расходную части. Согласно проекту доходы составят 11,08 млрд. р., расходы — 11,68 млрд. р.

Поступление налога на доходы физических лиц спрогнозировано в объеме 6,5 млрд. р., земельного налога — 1,8 млрд. р., доходов от использования имущества — 1,18 млрд. р., единого налога на вмененный доход — 679 млн. р. В проекте бюджета не учтены целевые средства из вышестоящих бюджетов, объемы которых пока неизвестны.

По расходам приоритетными стали отрасли образования (34% расходов), жилищно- коммунального хозяйства (24,5%), здравоохранения (12,6%). Из городского бюджета будут профинансированы 20 городских целевых программ на общую сумму 682,2 млн. р. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства составят 455 млн. р.

Кредитование дефицитной части в 600 млн.р. подтвердил Владимир Братчиков. Он сообщил, что ограничение дефицита в 5,5% обосновано экономической нецелесообразностью привлечения и возврата большего объема кредитов. «Мы все же планируем обеспечить стабильную жизнедеятельность городского хозяйства средствами, которые сумеем собрать», — резюмировал Братчиков.

На фоне снижения налоговых поступлений увеличивающаяся доля банковских кредитов для покрытия расходов создает негативный имидж ответственным структурам городской администрации. Способов повышения собираемости налогов и сборов никто из депутатов и чиновников не предлагает, зато на повестку дня заседания комиссии вынесли весьма противоречивый путь поддержания доходов на требуемом уровне. Речь идет об изменении порядка исчисления некоторых налогов, в частности налога на имущество физических лиц.

К примеру, перемены ощутят на себе те люди, у которых право собственности на квартиру разделено между несколькими членами семьи. Им будут приходить квитанции квартплаты на суммы, превышающие предыдущие в два, а то и в четыре раза. Сильнее всего нововведения ударят по кошелькам владельцев большого количества недвижимости. Раньше налоги собирались с каждой отдельной квартиры или дома. Теперь же их считают исходя не из долевого участия, а из совокупной стоимости всех объектов недвижимости, которые числятся в собственности владельца. По подсчетам департамента финансов, такие изменения приведут к тому, что поступления от налога на имущество физических лиц увеличатся на 56%. Ожидается рост поступлений и по земельному налогу, что связано с увеличением кадастровой стоимости земельных участков. Несмотря на утверждение Владимира Братчикова о том, что налоговое бремя ляжет в основном на 20% населения, имеющего элитное многокомнатное жилье, больше одной квартиры в собственности или частный дом с усадьбой, нововведения, скорее всего, отразятся и на социально незащищенных категориях граждан, например, на пенсионерах, проживающих в «сталинках».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Алла ДЕМИНА, депутат Думы г. о. Самара

- Безусловно, дополнительные доходы для бюджета нужны, однако пересчет налогов почему-то произвели не с 2009 г., а с 2008-го. Люди, которые давно все оплатили, получили повторные уведомления. Они толпятся в налоговой инспекции и у всех один вопрос: почему всплыли долги, ведь я уже со всем рассчитался. Корректировки фактически произвели задним числом. В правомерности этой процедуры есть сомнения.

Михаил КУЦЕВ, председатель комитета по бюджету и налогам Думы г. о. Самара

- Параметры проекта нового бюджета ниже показателей фактического исполнения бюджета этого года. Желание администрации утвердить бюджет-2010 в представленном варианте я знаю, но не понимаю. Имея представление о его основных характеристиках, сразу скажу, что бюджет будет пересмотрен и исправлен еще не раз. Одних только указанных к привлечению кредитов на 600 млн. р. (дефицитной части) явно не хватит, займы в итоге выльются опять в миллиард с лишним.