Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (296) | 28 сентября 2009г.
 

Греф против Комарова

Президент АВТОВАЗа решил заняться автокомпонентами

Иван Григорьев

В ходе VIII Международного инвестиционного форума в Сочи президент ОАО «АВТОВАЗ» Игорь КОМАРОВ рассказал о планах создания совместного с Renault и Nissan производства по изготовлению автокомпонентов. Комаров, судя по всему, озвучил позицию госкорпорации «Российские технологии», лоббирующей идею массового производства автокомпонентов в противовес грефовской тактике тиражирования зарубежных автосборочных заводов, очередным из которых должен стать Opel.

«Мы ждем прихода на российский рынок одного из крупнейших и наиболее технологичного производителя автокомпонентов — Magna. В результате сделки с Opel будет получен доступ к технологиям, инновациям и платформам производства автомобилей, которые есть у немецкой стороны», — заявил Комаров на завершившемся в Сочи VIII Международном инвестиционном форуме, как бы одобряя выбор Сбербанка и его президента Германа Грефа.

Напомним, что совет директоров СМ, рассмотрев в течение сентября все варианты судьбы Opel (от продажи фирмы одному из известных претендентов до ее сохранения в собственности самой СМ), сделал предварительный выбор в пользу альянса Сбербанк-Magna. Однако окончательное решение правление американской фирмы, по утверждению британской газеты Daily Telegraph, примет в начале октября после парламентских выборов в Германии.

В пользу российского банка и австрийско- канадского концерна говорят 4,5 млрд. евро обещанных госгарантий, готовность партнеров вложить в Opel 500 млн. евро и намерение не закрывать ни один из четырех заводов Opel в Германии, которые формируют 25 тыс. рабочих мест (половина персонала европейских филиалов СМ). Вероятно, немецкому руководству в условиях кризиса сохранение занятости населения на порядок важнее беспокойства об утечке в Россию передовых автомобилестроительных технологий. Сбербанк же, пойдя на поводу у идеи продвижения в России иностранных автомобильных брендов, предлагает на госсредства попросту поддержать Евросоюз. В данной ситуации вопросы по поводу высвобождающегося персонала АВТОВАЗа и необходимость инвестирования в обновление технологий в российском автопроме почему-то ушли на второй план.

Помимо наблюдающегося роста социальной напряженности в Тольятти вторая волна кризиса обязательно затронет и завод, когда пойдет возврат автомобилей от дилеров по причине их «сырости» и резко возрастут затраты на выполнение гарантийных обязательств. Нынешние поставщики в частных беседах, не стесняясь, говорят, что по ряду объективных моментов вынуждены гнать на АВТОВАЗ весь брак. «Я думаю, что на фоне общих проблем российского автопрома сделка по приобретению Opel выглядит не более чем аферой — хорошим пиаром без пользы для дела», — отмечает один из поставщиков автокомпонентов на АВТОВАЗ.

Во-первых, из Стратегического плана развития корпорации Magna, обнародованного на прошлой неделе, следует, что в Германии все-таки сократят 4100 рабочих мест (3300 работников и 800 менеджеров). Это вызовет сопротивление до сих пор лояльного консорциуму Magna-Сбербанк германского правительства. Во-вторых, в предварительных договорах недвусмысленно и детально подчеркивается, что «передача технологий Opel России возможна лишь с явно выраженного согласия GМ». Такая позиция вызывает большие вопросы. Если российская сторона вдруг не получит доступа к технологиям, существенная часть сделки по покупке европейского концерна теряет смысл — останется лишь инвестиционная составляющая. Руководство Сбербанка же неоднократно заявляло, что не хочет быть просто долгосрочным инвестором Opel.

Опасения за исход сделки века Греф подтвердил на все том же сочинском форуме. «Если сделка не состоится или передачи технологий Opel российской стороне не произойдет, то все время, которое мы затратили на переговоры, можно считать безнадежно потерянным», -отметил глава Сбербанка.

В пику Грефу Игорь Комаров сразу же сообщил о планах создания с Renault и Nissan совместного предприятия (СП), которое будет обеспечивать партнеров автокомпонентами, причем СП будет осуществлять не только закупку, но и разработку новых деталей, узлов и агрегатов.

Аналитик ОАО «Банк Москвы» Михаил Лямин считает создание новой базы поставщиков автокомпонентов одним из ключевых вопросов стратегии развития АВТОВАЗа. «Таким образом, применяя опыт иностранных партнеров, АВТОВАЗ может существенно упростить задачу повышения качества собственной продукции и применения современных технологий на новых моделях. Новость позитивна и с той точки зрения, что партнеры намереваются привлечь в Россию не автосборочные предприятия, а именно производителей автокомпонентов», — полагает Лямин.

Получается, что Ростехнологии вмешались в роман Opel и Сбербанка в очень удобный момент. Извинения перед бундестагом и акционерами GМ за возможный срыв сделки могут выглядеть вполне обоснованными и примерно в таком духе: «Мы бы и рады купить ваш завод, да не кстати беда приключилась в отечестве в виде сокращения персонала и падения покупательского спроса на продукцию АВТОВАЗа -градообразующего предприятия и безотказной налоговой коровы».

Рядом и доказательства неотложности демарша — соглашением между правительством Самарской обл., мэрией Тольятти и ОАО «АВТОВАЗ» уже предусмотрено создание 10 тыс. временных рабочих мест на автозаводе и 10,5 тыс. в городе, а ведь людей нужно еще подготовить, переобучить, поддержать в социальном плане.

У гендиректора госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова есть и другие козыри. Сидя сначала «на стратегии», как член правительства РФ, а потом на деньгах, как президент Сбербанка, Греф не привел в страну ни одного производителя автокомпонентов, от которых в первую очередь и зависят основные потребительские свойства автомобиля — цена, качество и безопасность. Аналитики «Ростехнологии» упрекают бывшего главу Минэкономразвития в отсутствии рынка для организации рентабельного производства комплектующих. Они указывают, что при современной технологии рентабельность производства начинается от 500 тыс. комплектов в год. Если учесть, что у автосборочных заводов для получения конкурентной цены должно быть не менее трех поставщиков, то видно, что без принудительной покупки производителей автокомпонентов обойтись нельзя, а стоимость их на порядок дороже, чем автосборщиков. Деньги Сбербанка нужны не для приобретения производственно- технологического комплекса, который на АВТОВАЗе не хуже, чем на «Опеле». В ведомстве Чемезова требуют привести в страну современные технологии для массового производства автокомпонентов, т.е. использовать опыт Магнетти-Марелли, Bosch, Siemens, Valeo, но только не Opel, который может вступить в кооперацию со своим покупателем-поставщиком Magna.

«Ростехнологии», поработав с ОАО «КамАЗ» и ОАО «АВТОВАЗ», опять хотят денег и уверяют, что знают, на что их потратить.

Комментарии

Михаил КУРБАКОВ, заместитель генерального директора ОАО «Тольяттинский промышленно- технологический парк»

- В свете данной инициативы лучше будет привлечь средства Сбербанка не под строительство технопарка как концентратора инновационных технологий, а под создание особой экономической зоны (ОЭЗ) с числом потенциальных рабочих мест в 25-30 тыс. Впрочем, необходимость создавать любые рабочие места и предотвращать социальный взрыв здесь приоритетна, но не первична. Во главу угла должно ставиться создание высокотехнологичных производств, высококвалифицированных рабочих мест. Высвобождающихся людей потребуется переучить с простой сборки автомобилей на сложное производство автокомпонентов.

Существует два альтернативных пути развития ОЭЗ. Первый — на нем настаивают противники сделки с Opel — приобретение технологий массового производства качественных автокомпонентов и создание отечественных предприятий для их выпуска. Второй вариант, не исключающий приобретения автосборочных заводов, — завоз уже готовых к действию высокотехнологичных производств и пуск их на своей территории. С подачи, конечно же, частных иностранных инвесторов.