Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (296) | 28 сентября 2009г.
 

Испытывают на верность

«Аэроджет» вернулся к идее запуска в производство НК-33 в США

Иван Григорьев

В начале октября на Винтайском полигоне в пос. Прибрежном фирма «Аэроджет» (США) планирует провести испытание двигателя НК-33. В случае его успешного исхода решение о начале производства НК-33 на территории США, по утверждению американских представителей, будет принято в короткие сроки. Пока «Аэроджет» и Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) взвешивают преимущества возобновления производства «лунного» двигателя в обеих странах, скептики на предприятии-разработчике — ОАО «СНТК им. Кузнецова» (СНТК) — предрекают иностранному «дубликату» сомнительное будущее.

В начале октября СНТК и ОАО «Моторостроитель» посетит делегация американской фирмы «Аэроджет». Планируется длительное испытание двигателя НК-33 на повышенном режиме на полигоне Винтай. Вице-президент космических систем «Аэроджет» Джули Ван Клик заявила, что «результаты проверки могут укрепить нашу уверенность в двигателе», оговорившись, впрочем, что данный визит не связан с обсуждениями о возобновлении производства НК-33 в США. «Тем не менее, если испытание будет очень успешным, то поспособствует привлечению будущих заказчиков и вынудит нас начать производство двигателя раньше запланированных сроков», — пояснила Ван Клик.

Напомним, что в конце августа «Аэроджет» распространил сообщение, что совместно с космической компанией Orbital Sciences взвешивает преимущества возобновления производства НК-33, созданного в 60-х гг. в рамках советской лунной программы, посредством ввода новой линии в США или в обеих странах сразу. Оказалось, еще в конце июня заместитель генерального директора ОДК Николай Якушин написал исполнительному директору Orbital Дэвиду Томпсону письмо с заверением того, что Россия сможет выполнить заказ американцев на НК-33 из существующего задела, параллельно возобновив производство двигателя у себя. США намерены оснащать самарскими двигателями НК-33 ракетоноситель среднего класса «Таурус-2». Россия же разработала проектную конструкцию ракетоносителя «Союз 2-3» с применением «форсированного двигателя НК-33-1 с качанием» на центральной ступени ракеты (выпускаться «Союз 2-3» будет на ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» (ЦСКБ)) и потому заинтересована в производстве двигателя не меньше.

«Мы ведем дискуссию, пытаясь понять потребности каждой стороны, выяснить, что является срочной необходимостью, и решить, каким образом производство НК-33 может быть начато в том или ином месте», -говорит Ван Клик. В данный момент переговорщики, по информации источников «Хронографа», выбирают страну, где новая линия будет запущена первой. «Аэроджет», несмотря на высокую стоимость лицензии и «значительные инвестиции» в запуск проекта, предпочитает сразу возобновить производство в США при условии его сильного экономического обоснования.

Разработка 60 гг. опять в центре внимания фирмы «Аэроджет»
Разработка 60 гг. опять в центре внимания фирмы «Аэроджет»

Минусом начала производства в России представители «Аэроджет» считают то, что «опять придется иметь дело с закупками двигателей из другой страны, которые обычно сопровождаются множеством непонятных этапов». Впрочем, по утверждению той же Ван Клик, двигатели, изготовленные в России, будут стоить меньше американских дубликатов. Соглашается она и с тем, что в России при наличии соответствующих санкций производство, вероятно, возобновится быстрее, чем в начинающем его «с нуля» США.

Сегодня у «Аэроджет» уже есть 37 двигателей НК-33 в США и право на дополнительные двигатели, законсервированные на складах предприятий, входящих в ОДК. «С позиции Orbital двигателей пока достаточно для того, что доставлять грузы на Международную космическую станцию в течение 10-12 лет, -поясняет Ван Клик. — Однако более оптимистичный взгляд на наши прогнозируемые потребности говорит о возобновлении срочного производства НК-33 на территории США в течение 3-5 лет».

Представитель ОДК Анастасия Денисова официально не подтвердила факт переговоров с «Аэроджет». Она заявила, что налаживание производства НК-33 в Америке является историей. «ОДК действительно прорабатывала этот вопрос, но решение о производстве не было принято, поскольку проект оказался сильно дорогостоящим. Пока «Аэроджет» хватает того задела, что сохранился у нас», — сказала Денисова. Специалисты предприятия- разработника НК-33 — СНТК — предрекают иностранной «копии», в случае запуска ее производства, сомнительное будущее. Более того, они считают, что нет гарантий и в успехе предстоящих испытаний на Винтае. Предшествующая установке двигателя на испытательный стенд диагностика показала, что хранившееся более 30 лет изделие могло исчерпать свои прочностные и физические свойства. «Заключение о полной проверке данного образца на годность отсутствует, — пояснил один из сотрудников предприятия, — времени подготовить двигатель к «показу» руководство СНТК нам просто не дало, так что шансы на удачный исход испытаний составляют не более 50%».

Комментарии

Джули ВАН КЛИК, вице-президент космических систем «Аэроджет» (США)

- Все чертежи, вся документация по производству НК-33 переведены на английский язык и готовы для работы. Мы надеемся, что у нас будет собственная база для поставки различных компонентов, которые мы сейчас закупаем в России. Есть у нас и понимание процесса, который позволит воспроизводить изделия у себя, мы не видим больших рисков, чтобы реализовать эту программу в требуемом объеме. Начало производства — нетривиальный процесс, но мы полностью готовы запустить его, если это имеет экономический смысл. Темп наших космических запусков должен увеличиться, и, согласно этому оптимистичному сценарию, в скором времени мы откроем линию изготовления НК-33.

Сергей АНИСИМОВ, директор комплекса качества СНТК

- Американцы не знают существа этого двигателя, т. к. не участвовали в его создании и ведении всех расчетов. Если они начнут выпускать НК-33 у себя, то это будет совершенно иной образец. Пустое «копирование» ни к чему не приведет, в любом случае понадобится доводка изделия. Им придется заново осваивать весь производственный цикл НК-33 — одних чертежей здесь будет недостаточно. Вообще налаживание производства отечественных двигателей в США является предательской тенденцией, т. к. экономическую конкуренцию еще никто не отменял. ОДК нужно активно лоббировать возобновление производства НК-33 внутри страны, а не гнаться за выгодными контрактами в США.