Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (296) | 28 сентября 2009г.
 

Работа не для вазовцев

Мэрия Тольятти не готова к проведению общественных работ

Сейдамет Абреков, Михаил Куракин

Предыдущая неделя прошла в Тольятти под знаком перераспределения бюджетных средств. Работа мэрии по линии благоустройства депутатами ТГД была признана неудовлетворительной. 66,7 млн. р. из программы благоустройства, скорее всего, будут направлены на другие цели. Сами депутаты под давлением областных властей отказались от 112 млн. р., предусмотренных на обустройство их округов. Планируется, что работы по благоустройству будут идти силами уволенных вазовцев за счет средств областного бюджета. Однако власти Тольятти придумывают причины, по которым в городе нельзя начать работы. Это наталкивает на вывод, что муниципалитет не заинтересован в трудоустройстве людей, потерявших работу.

Нерасторопная мэрия

23 сентября на очередном заседании Тольяттинской городской думы (ТГД) мэрия Тольятти отчитывалась об исполнении мероприятий по благоустройству внутриквартальных территорий города. «Не проведены аукционы по мероприятиям в срок до 10 мая. Окончание работ до 1 ноября. Отмечаем неосвоение средств», — сообщил председатель комиссии ТГД по городскому хозяйству Александр Денисов. На благоустройство внутриквартальных территорий в бюджете Тольятти было предусмотрено 66,7 млн. р. Вполне естественно, что сложившаяся ситуация была признана депутатами ТГД неудовлетворительной. В итоге для согласительной комиссии был предложен к рассмотрению вопрос о перераспределении 66,7 млн. р. на другие цели.

То, что мэрия Тольятти продемонстрировала неспособность эффективно и оперативно организовать плановое освоение средств, отпущенных на благоустройство, заставляет усомниться в готовности муниципальных властей к проведению общественных работ силами высвобождающихся вазовцев. Для оплаты труда в рамках общественных работ правительство Самарской обл. уже озвучило готовность выделить 300 млн. р. Также стало известно, что из облбюджета будут выделены дополнительные средства на оплату материалов, которые понадобятся для выполнения общественных работ. От мэрии Тольятти требовалось только грамотно и своевременно определить фронт работ, определиться с тем, кто и как будет осуществлять контроль за выполнением работ, разработать всю необходимую регламентирующую документацию. Однако ничего этого до сих пор не сделано. Не удосужились даже подготовить необходимые положения, которые нужны для получения средств из областного бюджета. Практика показывает, что для согласования любого положения чиновникам тольяттинской мэрии требуются месяцы. Примеров того, что это делалось хотя бы за месяц, найти не удалось. Следовательно, угроза того, что мэрия чисто юридически не сможет принять деньги из области на проведение общественных работ до конца года, очень реальна.

Повод для беспокойства

Между тем заместителя мэра Тольятти по городскому хозяйству Владимира Иванова тревога по этому поводу, судя по всему, не посещает. Отвечая на вопросы корреспондента «Хронографа» о готовности города к проведению общественных работ, он предпочел увести разговор в русло демагогических рассуждений. Иванов с видом профессионала отрасли городского хозяйства стал высказывать сомнения в том, что сотрудники АВТОВАЗа смогут качественно выполнить такие работы, как, например, укладка асфальта внутри кварталов или установка объектов МАФ. Кроме того, Иванов обеспокоен тем, кто будет нести ответственность в случае брака. Следуя такой логике, можно предположить, что Иванов куда меньше опасается того, что работы вовсе не смогут начаться по каким-либо причинам. И это при том, что в обозримом будущем количество безработных в Тольятти может достигнуть 50 тыс. человек.

Но это не мешает Иванову сетовать на якобы отсутствие рабочей силы. «Мы с вами говорим о Тольятти, это гордый город, люди не идут на общественные работы. Если они придут, мы им предложим. Нам нужно вычистить водоохранную зону, это сегодня бич. Проблем нет, нужна просто сила», — сказал Иванов. Хотя уже 24 сентября правительство Самарской обл. сообщило, что по программе дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда уже приступили к работе 17,9 тыс. вазовцев. «В общей сложности по всем мероприятиям заключено 280 договоров на сумму более 631 млн. р.», -проинформировал департамент по информационной политике и связям с общественностью аппарата правительства Самарской обл. О каких «гордых тольяттинцах» рассказывал Владимир Иванов, остается загадкой.

Следует понимать, что уволенные вазовцы вряд ли вернутся на родное предприятие. Перспектива восстановления рабочих мест представляется весьма туманной. Как сообщил корреспонденту «Хронографа» информированный источник, работы по созданию автомобиля low-cost отложены до II кв. 2010 г., проект «С» — до 2011 г. Стоит предположить, что наиболее активная и квалифицированная часть высвобожденных вазовцев либо найдет работу на других предприятиях, либо уедет из города и региона. У оставшихся вряд ли будет слишком широкий выбор по добыванию средств к существованию. На этом фоне мэрские дискуссии по поводу квалифицированных специалистов выглядят неуместными. В случае же неосвоения выделенных по линии общественных работ 300 млн. р. Тольятти вряд ли может рассчитывать на финансирование в будущем году. А это значит, что даже такой работы для многих тольяттинцев уже не будет.

Зато в этом секторе всегда найдется работа для гастарбайтеров. С ними выгодно проводить благоустройство по ряду причин. С одной стороны, списание средств на заработную плату в этом случае можно осуществлять с ощутимой выгодой для организаторов процесса. С другой стороны, наличие никогда не заканчивающегося фронта работ дает возможность заниматься ими вечно. Т. е. можно закладывать на это деньги в городском бюджете из года в год по нарастающей. В случае же разового, массового и полностью прозрачного с финансовой точки зрения выполнения работ по благоустройству эту тему можно будет полностью исключить на несколько лет вперед. Соответственно, кто-то рискует лишиться привычного для себя стабильного дохода.

Депутатская доля

Финансирование мероприятий по благоустройству было рассмотрено в рамках заседания тольяттинского антикризисного штаба, которое состоялось на прошлой неделе.

В заседании участвовал министр промышленности, энергетики и технологий Самарской обл., представитель губернатора Самарской обл. в Тольятти Владислав Капустин. Позже в рамках закрытого заседания ТГД он предложил депутатам в связи с напряженностью исполнения бюджета Тольятти исключить из него расходы третьей группы. Эти расходы, по сути, являются инвестиционными. В нее входят и 112 млн. р., предназначенных на благоустройство депутатских округов.

Однако, по словам и.о. мэра Тольятти Вадима Кирпичникова, отказ от расходов третьей группы позволит привлечь в Тольятти около 1 млрд. р. из федерального бюджета на содержание объектов социальной сферы, передаваемых АВТОВАЗом на баланс тольяттинского муниципалитета.

«Мы же не имеем возможности содержать эти объекты в полном объеме. Но если мы несем расходы из третьей группы, значит, мы имеем возможность. И федералы, и область попросту скажут, что у нас у самих есть средства в третьей группе. Нам нужно показать прозрачность и относительную безысходность», — поделился своим мнением Кирпичников.

Таким образом, решения по перераспределению 66,7 млн. р., предусмотренных на исполнение мероприятий по благоустройству внутриквартальных территорий, и отказ от включения в третью группу расходов городского бюджета 112 млн. р. выглядят достаточно логичными. Ведь все работы по благоустройству вполне можно выполнить силами высвобождаемых с ОАО «АВТОВАЗ» почти 30 тыс. работников и за счет предусмотренных бюджетом Самарской обл. 300 млн. р. на оплату их труда.

Однако стоит понимать, что на освоение 112 млн. р. депутаты могли провести себе отличный пиар, а при наличии дружественных фирм-подрядчиков — еще и неплохо заработать. А потому они пытались держаться за эту строку расходов до последнего. Обсуждение секвестра обрело закрытый формат. Но и в более тесном общении депутаты и чиновники, судя по всему, не смогли прийти к обоюдному решению. Совещания по вопросу секвестирования бюджета продолжались неделю. 23 сентября вопрос о бюджете г. Тольятти на 2009 г. был включен в повестку заседания ТГД. Общими усилиями руководителя департамента финансов мэрии г. Тольятти Григория Гильгулина и председателя думской бюджетной комиссии Сергея Колмыкова вопрос был снят с повестки. После заседания на традиционной пресс-конференции председатель ТГД Алексей Пахоменко пояснил: «Каждое последующее секвестирование сложнее предыдущего». Примечательно, что накануне работы по секвестированию бюджета мэр Тольятти Анатолий Пушков в очередной раз предпочел уйти в отпуск. Скорее всего, это решение может свидетельствовать о закономерности отпусков городского главы. Во второй декаде апреля 2009 г., в период первого секвестирования бюджета, Пушков также предпочел возложить исполнение собственных обязанностей на Вадима Кирпичникова (см. «Хронограф» №14 (278) от 20.04.09).

Но только после разъяснительной работы Капустина 23 сентября депутаты ТГД все же отступились. 25 сентября в рамках внеочередного заседания ТГД было принято решение об исключении расходов на 112 млн. р. Примечательно, что в беседе с корреспондентом «Хронографа» Вадим Кирпичников сделал акцент на том, что визит Капустина был плановым. «Он приехал на еженедельный антикризисный штаб. Он будет и на следующей неделе, был и на предыдущей. Решено было ряд антикризисных мер обсудить и с депутатами. Сказать, что это было связано с решением каких то проблем, -нет», — заметил Кирпичников. Однако такая трактовка событий, скорее всего, связана с тем, что тольяттинской мэрии нелегко признать тот факт, что ее собственного административного ресурса оказалось недостаточно, чтобы повлиять на процессы, многие из которых, вероятно, подразумевают наличие личных корыстных интересов.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Владимир ИВАНОВ, заместитель мэра Тольятти по городскому хозяйству

- Я бы хотел, чтобы мы четко понимали, что это совершенно разные вещи. Что такое общественные работы? Это работы, на которые люди приходят и, будем говорить, выполняют неквалифицированные работы. Как токарь может, допустим, пойти, извините меня, убирать свалки. Это временный вид занятости людей на период поиска постоянного места работы. Как мы это связываем с благоустройством? Для того чтобы установить даже МАФ, здесь должен потом кто-то нести ответственность. А если она сломается? Что, мы будем искать кого-то, кого привлекли на общественные работы? Это невозможно.