Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (295) | 21 сентября 2009г.
 

Единое и неделимое

Самарское ЖКХ становится все более непрозрачным

Иван Григорьев

На прошлой неделе на заседании комитета по строительству Думы г. о. Самара (ДГОС) был в очередной раз поднят вопрос об акционировании МП «Единый информационно-расчетный центр» (ЕИРЦ), системно пропускающего через себя денежные потоки в интересах определенных бизнес-сообществ. Между тем «осеннее обострение» сторонников приватизации ЕИРЦ может повлечь за собой ряд неприятных для плательщиков спекуляций.

На прошлой неделе на заседании комитета по строительству ДГОС вновь был поднят вопрос об акционировании возглавляемого Николаем Левковицким ЕИРЦ. Как показывает практика, разговоры вокруг преобразования МП ЕИРЦ в ОАО и о последующей его приватизации усиливаются с целью одновременного совершения важных спекуляций. К ним, несомненно, можно причислить ожидающуюся со дня на день инициативу мэрии об очередной индексации в сторону увеличения тарифов за коммунальные услуги, предоставляемые, как выяснилось, вполне ручными и преданными городскому начальству УК. В самарской сфере ЖКХ, в принципе, нет независимых компаний, способных пойти на открытое противостояние с городом, т.к. большинство из них создано на базе муниципальных ПЖРТ с неслучайными людьми в руководстве. Лимит предельного роста коммунальных платежей в 29%, установленный постановлением №429 правительства Самарской обл. от 29 октября 2008 г., выручает здесь мало. Ценообразование внутри «вилки» областной и городской индексации тарифов для каждого дома в пределах жилого квартала (района) полностью находится на усмотрении муниципалитета. Соответствующее решение городскими властями было принято в декабре прошлого года. При этом об исполнении бюджета на уровне городских округов никто даже не вспоминает. К слову, на 1 августа 2009 г. дефицит муниципального бюджета г. Самары при доходах в 26,5 млрд. р. и расходах в 29,4 млрд. р. мог включать в себя и те самые выделенные на нужды ЖКХ и «застрявшие» на счетах УК 570-580 млн. р. Не факт, что размер дефицита полностью возник из-за неисполнения коммунальных субсидий, однако то, что сфера ЖКХ наносит городской экономике ощутимый ущерб, не вызывает сомнений.

На фоне дефицита МП ЕИРЦ продолжает уверенно собирать от 3,2% до 4% комиссии с каждого платежа. При среднем размере квартплаты в $84 проценты выливаются в солидную выручку, оседающую в сетях ЕИРЦ.

По приблизительным оценкам, это $1 млн. гарантированных средств ежемесячно. $400 тыс. из указанной суммы уходит банкам-операционистам. Помимо Сбербанка фаворитами ЕИРЦ являются ОАО КБ «Солидарность» и ЗАО «Газбанк». Кассы последнего открыты во всех офисах ЕИРЦ. Большая часть платежей приходится на долю этого кредитного учреждения. Его акционерами является группа физических лиц, имеющих отношение к холдингу «Волгопромгаз» (ВПГ), в том числе создатель ВПГ Владимир Аветисян (на фото), вице-спикер СГД Олег Дьяченко и министр управления финансами Самарской области Павел Иванов. ВПГ, как это по традиции заведено у поставщиков газа и электричества, деньги за свои услуги получает напрямую с населения. Не имея пока возможности исключить из финансово-организационной цепочки по предоставлению остальных ресурсов управляющие компании и ЕИРЦ, холдинг успевает зарабатывать на них косвенно. Участие подконтрольных Аветисяну бизнес-структур в лоббировании очередного тарифного скачка становится опасной тенденцией.

Согласно федеральному законодательству УК, обслуживающие жилищный фонд, обязаны напрямую принимать все платежи от населения. Получается, что существование ЕИРЦ может быть незаконным. Опыт других регионов показывает, что подобные расчетные центры были ликвидированы решениями судов, иски в которые подавали УК. В Самаре, несмотря на противоречие между легитимностью создания ЕИРЦ и требованием действующего ФЗ, истцом никто становиться не собирается по вполне объяснимым причинам. ЕИРЦ оперирует огромными суммами, не торопясь, делит их на три потока, но открывает денежные краники для поставщиков коммунальных ресурсов и УК весьма продуманно. Принцип предоплаты не действует по умолчанию. Средства выделяются только по факту выполненных работ и поставленных населению услуг.

Ремонт и техническое обслуживание теоретически можно делать до бесконечности. Деньги же продолжают крутиться в дружественных ЕИРЦ банках. Единственный минус — муниципальный статус ЕИРЦ. Для легализации использования оборотных средств на банковских счетах его нужно акционировать и передать в частные руки. Тогда нынешняя оплата отопления населением, производимая не по фактическому потреблению, а по нормативам и по 1/12 годового объема ежемесячно, покажется сказкой. В ход пойдут ультиматумы об отключении подачи горячей воды, газа, электричества, если в сжатый срок на счетах ЕИРЦ не появится определенная сумма. Резкое повышение тарифов до планки индексации, установленной областью, может подаваться под соусом какой-либо программы реконструкции жилья.

Сопротивляться «осеннему обострению» сторонников акционирования ЕИРЦ намерены все заинтересованные лица. Президент ООО «Самарский ипотечно-земельный банк», который также проводит часть операций ЕИРЦ, Ильяс Шакуров, посетовав, что ООО «Самарагаз» не заключает с банком договор об обслуживании поставок газа населению, сказал, что до тех пор, пока частный капитал не придет в сферу ЖКХ на конкурентных правах, разговоры об акционировании бессмысленны. «Сейчас на рынке коммунальных расчетов присутствует небольшая, но достойная конкуренция, — пояснил Шакуров. -Хочется верить, что одного владельца приватизированного ЕИРЦ с одним подконтрольным ему банком все же не будет». В системе ценообразования на услуги УК, по мнению банкира, необходимо разбираться уже сейчас. «Кто-то диктует чью-то волю в каждой структуре коммунальной цепочки, в итоге оплачиваемые жильцами нормативы потребления ресурсов оказываются сильно завышенными», — полагает президент Ипозембанка.

Комментарии

Александр БЕЛАШЕВ, депутат Думы г.о. Самара

- Акционирование ЕИРЦ — сложный, но вполне реализуемый процесс. Мы постараемся не допустить преобразования ЕИРЦ в ОАО и тем более появления у его руля собственника- монополиста. Хотя у тех структур, которые выступают за однобокую приватизацию, достаточно мощное лобби. Выделение банка, аффилированного потенциальному частному оператору самарского ЖКХ, тоже нежелательно. На этом поле нельзя работать без конкуренции.