Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (295) | 21 сентября 2009г.
 

Расчет просрочен

Управляющие компании не успели потратить деньги

Иван Григорьев

В течение сентября мэрия г. Самары может инициировать решение об индексации в сторону увеличения тарифов за коммунальные услуги, предоставляемые управляющими компаниями (УК) в сфере ЖКХ. Данная политика, вероятно, связана с задержкой расходования субсидий по договорам строительного подряда, выделенных УК из областного бюджета.

1 сентября 2009 г. в соответствии с допсоглашением №1 к соглашению № 335 «О предоставлении и использовании субсидий из областного бюджета, предусмотренных на финансирование областной адресной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов» на 2008-2010 гг.», срок расходования субсидий получателями средств -ЖСК, ТСЖ и УК — по договорам строительного подряда истек. В соответствии с заключенными соглашениями 571,9 млн. р. были переведены на расчетные счета указанных организаций. УК, по состоянию на конец августа, едва выполнили треть работ по капитальному ремонту. Некоторые подрядчики (ООО «СК», ООО «Самара-Нефтестрой», ООО «СпецМонтажСтрой» и ООО «Прогресс») так и не приступили к ремонтным работам. Минимальное освоение средств наблюдается по объектам, заказчиком которых выступают ЗАО «ПТС-Сервис», обслуживающее 82 дома в Железнодорожном, Октябрьском, Самарском и Советском р-нах, ООО «Жилкомсервис-2», работающее с 7 домами в пос. Прибрежном и пос. Береза, и ООО «Управляющая компания «Коммунальник», присматривающее за 5 домами в Ленинском р-не. По объектам, заказчиками которых выступили ТСЖ, ЖСК и остальные УК, объемы выполненных работ перевалили за 50%.

Возникает резонный вопрос: по каким причинам тормозится освоение денег, не задержавшихся на уровне федерального и регионального бюджета, а напрямую поступивших на счета исполнителей программы? Суть этой схемы заключается в том, что оплата УК труда подрядчиков осуществляется только по факту выполнения последними всех работ, предусмотренных договорами, причем к качеству их порой возникают претензии, а это, в свою очередь, приводит к смещению срока сдачи-приемки.

Генеральный директор ООО «УК «Жилкомсервис» Владимир Куликов признался, что его компания за выявленные недоделки в 7 домах недоплатила, к примеру, ЗАО «Волгоспецстрой» около 8 млн. р. «Единый информационно-расчетный центр» (ЕИРЦ) сразу расщепляет суммы, поступающие от собственников жилья, на три части. Себе они забирают 3,2% — агентское вознаграждение за расчеты, операции, разнос квитанций. Нам на содержание и текущий ремонт домового имущества, на техническое обслуживание выделяется менее 30%. Остальное уходит поставщикам коммунальных ресурсов, — жалуется Куликов. — Причем деньги в пользу УК перечисляют опять же по факту оказанных ими услуг. Получается, что мы в данной ситуации, балансируя между подрядчиками и ЕИРЦ, еле сводим концы с концами».

Топ-менеджер, впрочем, забыл упомянуть про средства, достаточно долго «висящие» на счетах УК в рамках адресных программ. Вероятно, эти деньги где-то крутятся, пока поставщики услуг решают свои проблемы с муниципалитетом и подрядчиками.

Для создания подходящей дымовой завесы могут заключаться непрозрачные договоры с разными поставщиками, выполняются вялотекущие косметические работы по содержанию и текущему ремонту общего домового имущества (внутридомовых тепловых сетей, систем водоснабжения, водоотведения, кровли, подвалов, подъездов и т.д.). В статьи «текущий ремонт» и «техническое обслуживание» в квитанциях о квартплате каждый квартал вносятся новые цифры, определяемые постановлением главы города. Ведь график ремонтных работ составляется исходя из суммы, которую планируется собрать с жильцов, а не из остатков субсидий, плавающих по счетам УК. Цены на отопление традиционно считают дважды — как за поставленное тепло в условных единицах (Гкал), так и за воду (теплоноситель) в кубических метрах. Водоснабжение и водоотведение в плане роста вообще демонстрируют рекордные показатели (32,5% и 77% соответственно на начало 2009 г.).

Получается, что вместо расходования субсидий УК с подачи муниципалитета расходуют накопления щедрых горожан, которым приходится платить дважды.