Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (295) | 21 сентября 2009г.
 

Приписки стали нормой

Выявленные у Скрипинской нарушения пойдут ей только на пользу

Евгения Андросова

15 сентября на заседании комиссии ТГД по социальной политике были озвучены выявленные в ходе проверки КСП нарушения в системе допобразования Тольятти. Наиболее значимые нарушения были выявлены в деятельности МОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи» (ДТДиМ), директором которого является Любовь СКРИПИНСКАЯ (на фото в центре). Можно предположить, что результаты проверки ДТДиМ будут использованы не столько для наведения порядка, сколько в качестве прикрытия в случае возникновения желания у правоохранительных органов проверить законность реорганизации ДТДиМ в 2006 г. путем присоединения к нему образовательного центра «Поиск».

Детей не хватило

Контрольно-счетная палата (КСП) Тольяттинской городской думы (ТГД) проверила работу департамента образования мэрии и два учреждения допобразования на предмет целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2008-2009 учебном году. Проверка проводилась в мае-июне т. г.

Выяснилось, что в 2008 г. муниципальное задание учреждениями допобразования было недовыполнено. Однако несмотря на уменьшение более чем на тысячу количества обучающихся в отличие от предусмотренного муниципальным заказом, объем финансирования был увеличен практически на 3 млн. р. В результате чего, по мнению КСП, бюджетные ассигнования в сумме 4922,4 тыс. р. были выделены департаментом образования необоснованно.

С 1 января 2009 г. в соответствии со ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ финансирование муниципальных учреждений должно осуществляться только на основании муниципального задания. 17 февраля было подписано постановление мэрии Тольятти «Об утверждении порядка формирования финансового обеспечения финансового задания на оказание муниципальных услуг». В этом постановлении четко говорится о том, что если муниципальное задание не исполняется, то департамент обязан выйти с инициативой изменения объема задания. Если, например, не хватает обучающихся.

«Т.к. это было сделано в начале 2009 г., изменения просто не были приняты к зачету. Но это не говорит о том, что эти средства были выделены и использованы неправомерно. У нас менялись объемы бюджетных ассигнований в декабре, мы не могли это все физически и одномоментно внести», — попыталась найти объяснение начальник отдела экономического планирования и прогнозирования департамента образования Наталья Гладкова. «Из письма департамента в КСП следует, что они выполнили это предписание постановления как следует, но уже в 2009 г. Однако задание необходимо было скорректировать в 2008 г., тогда бы претензий к ним не было», — прокомментировала ситуацию заместитель председателя КСП ТГД Ольга Макеева (на фото слева).

Стоит отметить, что в течение четырех первых месяцев 2009 г. ситуация повторилась. Муниципальное задание было недовыполнено на 295 учащихся. В итоге по линии допобразования необоснованно было выделено лишних 1,357 млн. р.

Все эти нарушения были списаны на то, что проверяемый период якобы выдался экспериментальным и сложным. Однако странно, что в одном из самых многочисленных по количеству сотрудников департаменте элементарно не хватило времени скорректировать муниципальное задания.

Сертификатный пузырь

Были озвучены итоги проверки эксперимента по внедрению сертификатов на получение услуг допобразования. На 2008-2009 учебный год было заготовлено 69 тыс. бланков сертификатов — почему-то на 15 тыс. больше, чем количество учащихся, предусмотренных муниципальным заданием на 2009 г. Тем не менее выданы были практически все сертификаты -67218 ед. И это при том, что детям разрешалось использовать только один сертификат. Если ребенок занимался в двух или более учреждениях, там он зачислялся на основании заявления, а не сертификата.

Между тем ревизоры КСП отметили, что в учреждения допобразования реально было принесено детьми только 27232 сертификата. Более половины сертификатов — 39986 шт. — реально детьми использованы не были. Т. е. 39 тыс. человек попросту не заявляли желания обучаться в муниципальных учреждениях допобразования. В этом случае совершенно непонятно, чем департамент образования мог обосновать муниципальное задание по линии допобразования на 2009 г. в количестве почти 54 тыс. детей. Подобная статистика не только характеризует эксперимент с сертификатами с не самой лучшей стороны, но также позволяет задуматься о масштабах приписок в системе образования Тольятти. КСП сделало следующий вывод: «Введение персональных сертификатов обучающихся в МОУ не привело к ожидаемому результату и целям, определенным постановлением мэрии от 22 января 2009 г. №112-п/1. Коэффициент использования персональных сертификатов составил всего 40%».

Но в мэрии не разочаровываются. Эксперимент будет продолжен в 2009-2010 учебном году. Кроме того, было изготовлено еще 40 тыс. сертификатов для детей дошкольного возраста, учащихся первых классов, детей, проживающих на территории Ставропольского р-на и обучающихся в Тольятти.

А деньги остались

Исполнение муниципального заказа и ход эксперимента по внедрению сертификатов были проверены КСП на примере МОУ ДОД «Мечта» и ДТДиМ. По «Мечте» серьезных нарушений выявлено не было. Все озвученные КСП нарушения относились в основном к ДТДиМ.

В результате — несоответствие количества обучающихся муниципальному заказу, объем финансовых средств, выделенных ДТДиМ в 2008 г., был завышен на 168 тыс. р. По тем же причинам, но за меньший период (с февраля по май 2009 г.) финансирование было завышено уже на сумму 431,3 тыс. р. Кроме того, специалисты КСП отметили

расхождение сертификатов по журналу учета с наличными сертификатами. Также было обнаружено несоответствие табелей учета рабочего времени и книги учета рабочего времени самих преподавателей. В результате — несоответствие в этих учетных документах. Специалисты КСП сделали вывод об излишне начисленной зарплате сотрудникам и, соответственно, о нецелевом использовании бюджетных средств.

Однако все эти нарушения относительно незначительные и вряд ли могут заинтересовать правоохранительные органы. По сути, отчет КСП был просто принят во внимание.

Но все же определенного рода пользу эта проверка может принести. Она может стать прикрытием в случае возможных обвинений, что деятельность ДТДиМ не подвергалась проверке с момента его реорганизации в 2006 г. Реорганизацию оформили под видом присоединения к ДТДиМ образовательного центра «Поиск».

Этому событию предшествовало решение городских властей выделить из бюджета «Поиску» 6 млн. р. Ход этому решению был дан, но только под предлогом реорганизации. Решение о реорганизации принималось руководителем департамента образования Еленой Ереминой. Нынешний руководитель департамента образования Ирина Кочукина была в то время ее заместителем. После присоединения к ДТДиМ «Поиск» был ликвидирован как юридическое лицо. Помещения «Поиска» были переданы различным спортшколам, а преподаватели были уволены (см. «Хронограф» №39 (254) от 20.10.08). До уничтожения «Поиска» в нем занималось более 700 детей. Соответственно, 6 млн. р., которые удалось «выхлопотать» директору «Поиска» Владимиру Лебедеву, предназначались для этих детей. Почти никто из детей «Поиска» в ДТДиМ не пошел, но деньги остались в распоряжении Скрипинской. В последующие годы бюджет ДТДиМ планировался уже с учетом этих 6 млн. р.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.