Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (292) | 31 августа 2009г.
 

Двойной интерес

Преобразования на АВТОВАЗе вернут Аветисяну энергетику

Сейдамет Абреков

Начавшиеся на ОАО «АВТОВАЗ» очередные глобальные корпоративные преобразования могут принести ощутимую пользу бывшему члену правления РАО «ЕЭС России», а ныне председателю правления ОАО «Объединенные автомобильные технологии» Владимиру АВЕТИСЯНУ (на фото). Эта выгода может проявиться в создании так называемого субхолдинга «Автокомпоненты». Анализ последних событий, связанных с деятельностью ОАО «ТЕВИС», наводит на мысль о том, что Аветисян уже в ближайшее время вновь способен стать одним из самых влиятельных энергетиков в регионе.

Ключевой объект

Несмотря на то, что протокол общего годового собрания акционеров ОАО «ТЕВИС» был составлен 3 июля, раскрытие информации о результатах собрания произошло только 25 августа. И то это произошло не на официальном сайте ОАО «ТЕВИС», а на портале Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР). В ТЕВИСе не стали объяснять причины позднего раскрытия информации о результатах годового собрания, на котором были утверждены итоги работы за 2008 г. Не исключено, что это было связано с неопределенной ситуацией вокруг перспектив ОАО «АВТОВАЗ» -единственного акционера ОАО «ТЕВИС».

ТЕВИС является монополистом по продаже тепла, воды и отведению стоков в Автозаводском р-не Тольятти. Как следует из отчетности ОАО «ТЕВИС», основным поставщиком компании является ОАО «Волжская ТГК» (ТГК-7). При этом в числе крупнейших потребителей ТЕВИСа значится ОАО «АВТОВАЗ». Его доля в общем объеме поставляемых услуг ТЕВИСа составляет 22%. Т.е. АВТОВАЗ потребляет определенного вида услуги только у ТЕВИСа и в большом количестве. Соответственно, ТЕВИС можно считать одним из важнейших инструментов влияния на автозаводе. Скорее всего, в том числе и по этой причине в течение 2006-2007 гг. руководством ТГК-7 предпринимались активные попытки получить контроль над бизнесом ТЕВИСа (см. «Хронограф» № 44 (163) 18.12.06).

Стоит напомнить, что на тот момент основные руководящие должности в ТГК-7 занимали подконтрольные Владимиру Аветисяну менеджеры, а сам он являлся председателем совета директоров ТГК-7.

Перебросил команду

К 2008 г. напористость руководства ТГК-7 на ТЭВИС заметно снизилась. А уже в июне 2008 г. на годовом собрании акционеров АВТОВАЗа председатель совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Сергей Чемезов сообщил, что Владимиру Аветисяну поручено организовать работу по созданию холдинга «Автокомпоненты» (см. «Хронограф» № 27 (242) 30.06.08). Чуть ранее, весной 2008 г., Аветисян покинул пост председателя совета директоров ТГК-7. Его люди также в течение 2008 г. стали покидать ключевые должности в ТГК-7, уступая их менеджерам из ЗАО «КЭС-Холдинг».

Постепенно команда Аветисяна перекочевала в зарегистрированное 15 августа 2008 г. ОАО «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ) (см. «Хронограф» №38 (253) 13.10.08). В начале 2009 г. в составе аффилированных лиц ОАТ, помимо самого Аветисяна и членов его семьи, числились бывший член совета директоров ТГК-7 Юрий Макушин, бывший председатель правления ТГК-7 Василий Никонов, бывший член правления ТГК-7, директор по правовым вопросам и собственности ТГК-7 Игорь Свиридов, бывший заместитель Аветисяна в проектном центре по предпродажной подготовке и реализации активов РАО «ЕЭС России» Александр Розенцвайг, бывший директор по капитальному строительству ТГК-7 Андрей Алфеев. Алфеев, однако, 25 марта 2009 г. был избран решением совета директоров ТЕВИСа на должность генерального директора ТЕВИСа. Ради этого ему пришлось покинуть ОАТ.

Между тем появление Алфеева на руководящей должности в ТЕВИСе позволяет сделать ряд предположений. Имея своего человека в ТЕВИСе, Аветисян сможет усилить негласное влияние в вопросах поставки энергоресурсов на АВТОВАЗ. Учитывая, что Алфеев с 2000 по 2008 гг. занимал должность директора ТЭЦ ВАЗа (филиала ТГК-7), а Аветисян сохранил позиции в совете директоров ОАО «Самараэнерго», это влияние может сегодня оказаться наиболее существенным, чем все предыдущие годы. Тем более что должность руководителя дирекции по инженерно- технологическому обеспечению — главного инженера ОАО «АВТОВАЗ» продолжает занимать Сергей Урюпин, бывший подчиненный Аветисяна еще по ОАО «СМУЭК». Причем именно Урюпин был гендиректором ТЕВИСа до назначения Алфеева. На данный момент Урюпин сохраняет пост в совете директоров ТЕВИСа.

Помимо Урюпина 30 июня годовым собранием акционеров в совет директоров ОАО «ТЕВИС» были введены вице-президенты АВТОВАЗа Эдуард Вайно и Сергей Фомин, заместитель гендиректора ОАО «Электросеть» Василий Ефимов и гендиректор ОАО «Развитие и оптимизация систем энергетического менеджмента» (образовано путем выделения из ТЕВИСа в 2008 г. при содействии Урюпина) Юрий Лугина.

Цель очевидна

В силу того что Фомин еще в мае покинул АВТОВАЗ, Вайно потерял свое былое влияние на автозаводе, а Ефимов (бывший начальник налоговой инспекции Тольятти) — совершенно случайный человек в энергетике, можно прийти к выводу, что именно люди Аветисяна будут формировать стратегию дальнейшей деятельности ТЕВИСа.

Другими словами, Аветисяну все же удалось спустя три года получить неформальный контроль над крупнейшим в Тольятти энергосбытовым предприятием и, соответственно, заставить вновь считаться с собой как в ТГК-7, так и на АВТОВАЗе. Впрочем, и в мэрии Тольятти тоже. Есть основания полагать, что усиление его позиций в контроле над городской коммунальной инфраструктурой до конца этого года вырастет.

В ближайшее время должен пройти конкурс по передаче в управление теплосетей Центрального р-на. В прошлом году он не состоялся якобы по причине недоработок чиновников мэрии Тольятти. Хотя курировал его подготовку вице-мэр по городскому хозяйству Владимир Иванов (см. «Хронограф» № 32 (247) от 01.09.08). По роду своей деятельности он на протяжении многих лет имел тесные контакты с подчиненными Аветисяна. Достаточно вспомнить, что позиции Аветисяна в ТЕВИСе в прошлом году были не столь безупречны, как сегодня, и станет понятна истинная причина провала в прошлом году конкурса по передаче городских сетей. Сегодня продолжает обсуждаться вопрос о передаче электросетевого хозяйства города из хозведения МУП «ПОКХ г. Тольятти» в пользу ОАО «Самараэнерго». Прорабатывается тема передачи СИБУРом очистных сооружений Центрального р-на. Когда все это завершится, мэру Тольятти Анатолию Пушкову сложно будет устоять от предложения расформировать остатки МУП «ПО КХ» в пользу определенных групп влияния.

Другой вопрос, сумеет ли Аветисян, используя аналогичного рода рычаги, укрепить свои позиции в сегменте отрасли автокомпонентов. Ответом на этот вопрос может стать то, как скоро публично будет озвучен вопрос о выводе из структуры АВТОВАЗа компании «ТЕВИС» и очистных сооружений ВАЗа под видом непрофильных объектов. Процесс создания холдинга на базе АВТОВАЗа и КамАЗа может это ускорить. Тогда станет окончательно ясно, была ли идея Аветисяна о создании ОАТ ширмой для отвода внимания от его интересов к объектам энергетики.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.