Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (292) | 31 августа 2009г.
 

Не по-путински

Тольяттинское отделение ЕР продолжает лоббировать интересы бизнесменов

Михаил Куракин

27 августа на заседании политсовета тольяттинского отделения партии «Единая Россия» (ЕР) решался вопрос о новом первом заместителе секретаря. Занимавший этот пост Сергей ОЧИРОВ был вынужден уйти в отставку. По итогам заседания были выявлены две кандидатуры: Дмитрий МИКЕЛЬ и Виктор КЛЕВЛИН. Процесс обсуждения кандидатур на вакантную должность показал, что тольяттинская партэлита до сих пор предпочитает работать, игнорируя тезис председателя партии ЕР Владимира ПУТИНА о том, что бизнесменам не место на руководящих партдолжностях.

Классический сценарий

На минувшем заседании политсовета местного отделения ЕР основным вопросом стал вопрос о выборе кандидатуры на пост первого заместителя секретаря отделения. Необходимость этой процедуры была вызвана отказом бывшего хозяина этого кресла Сергея Очирова от занимаемой должности. По словам Сергея Васильевича, этот шаг обусловлен проблемами со здоровьем. Однако уход Очирова с занимаемой должности, скорее всего, не означает его ухода из партийных рядов. Вероятнее всего, Сергей Очиров продолжит свою работу в политическом совете местного отделения. Т.е. в менее напряженном режиме.

На последнем этапе, за день до заседания политсовета, на слуху были всего четыре кандидатуры на освободившуюся должность: депутат СГД Николай Ренц, председатель совета директоров ОАО «ТЗТО» Алексей Зверев, совладелец ОАО «ПЖРТ» Виктор Клевлин и руководитель аппарата ТГД I Дмитрий Микель. В результате голосования кандидатуры двух последних будут представлены в региональный политсовет партии, который сделает окончательный выбор в пользу одного из них. Также на последнем этапе на неофициальном уровне появилась информация о том, что Ренц снял свою кандидатуру в пользу Зверева. Причем о появлении этой информации говорили и функционеры тольяттинского отделения.

Для тольяттинского отделения ЕР выдвижение сразу двух кандидатов, проведение партийных праймериз и использование прочей атрибутики внутрипартийной демократии в последнее время стало вполне обычным делом. На первый взгляд достаточно сложно сказать, кого региональный политсовет ЕР утвердит. На одной чаше весов находится многоопытный партфункционер, бизнесмен-коммунальщик Клевлин, который известен многолетней работой в ЕР. На другой — молодой аппаратчик Микель, который, несмотря на свой невеликий партийный стаж, является «рабочей лошадкой» ряда депутатов ТГД. По крайней мере, так отзываются о нем его однопартийцы и коллеги по ТГД.

Сегодня едва ли кто-то вспомнит, как при активном участии Микеля ранее проводились в ТГД конкурсы на муниципальный заказ среди СМИ. Более того, Микель является тольяттинским чиновником во втором поколении (его отец возглавлял горисполком). В любом случае, по словам Очирова, кандидатура первого заместителя будет согласовываться в том числе и с секретарем тольяттинского отделения ЕР Виталием Вильчиком. Кого возле себя он пожелает видеть, пока неизвестно.

Практически одновременно с Сергеем Очировым заявление о желании оставить занимаемую должность написал и Виталий Вильчик.

Скорее всего, оба эти заявления будут удовлетворены. Но, судя по всему, произойдет это не раньше окончания довыборов в СГД, которые назначены на 11 октября. Пока же полностью понять, какова будет политика местного отделения, по словам тольяттинских функционеров, не представляется возможным. Для этого необходимо знать, чем закончится собрание акционеров в ОАО «АВТОВАЗ». Однако основной фаворит на место Вильчика уже известен. Скорее всего, в ближайшее время на этот пост тольяттинское отделение выдвинет председателя ТГД Алексея Пахоменко.

Трудности делегирования

Примечательно, что практически вся неделя, предшествовавшая выдвижению кандидатов на готовящийся к освобождению пост первого заместителя секретаря тольяттинского отделения ЕР, прошла неспокойно. Ежедневно на неформальном уровне появлялась различная информация о том, кого в качестве замены готовят Очирову и Вильчику. Однако никакой конкретики в этих сообщениях не присутствовало. Все началось с того, что соискателями на этот пост назывались генеральный директор и совладелец ОАО «КуйбышевАзот» Виктор Герасименко, генеральный директор ООО «Тольяттинский Трансформатор» Игорь Птицын и совладелец ОАО «ТЗТО», ГК «ДСК» Алексей Зверев. Странно, что к этому списку модераторы вброса провокационной информации не добавили генерального директора ООО «Тольяттикаучук» Сергея Полонянкина, который на последних выборах в ТГД проявил достаточно активное участие.

Что же касается кандидатур промышленников, то почти все они и так являются членами политсовета тольяттинского отделения ЕР. Более того, в условиях кризиса едва ли они смогли бы отыскать время для того, чтобы совмещать основную работу с партийной. Такое совмещение могло бы привести к негативным последствиям на одном из постов. Следуя элементарной логике, можно сделать вывод, что едва ли промышленники дали бы свое согласие на более плотное участие в партийной жизни уже в качестве первого заместителя секретаря.

Корреспондент «Хронографа» в ходе сбора информации по выдвижению кандидатур на место руководителей тольяттинского ЕР обзвонил достаточное количество тольяттинских партфункционеров. Примечательно, что ни один из них, за исключением разве что Сергея Очирова, не сообщил о том, что тольяттинские единороссы намерены принять решение 27 августа. Маловероятно, что респонденты были не извещены о предстоящем заседании политсовета. Однако атмосфера тайны держалась практически до последнего момента. Скорее всего, решение о делегировании Клевлина и Микеля было принято также в последний момент.

Пост первого заместителя секретаря, по словам наблюдателей, является местом не просто трудоемким. В условиях кризиса тольяттинские партийцы могли бы делегировать на этот пост функционеров, которые так или иначе участвуют в контроле тольяттинского бюджета. Такой подход мог существенно повысить партийный рейтинг. Среди возможных кандидатов при таком подходе можно было бы рассматривать как первого заместителя мэра г. Тольятти Вадима Кирпичникова,

так и председателя постоянной думской комиссии по бюджету Сергея Колмыкова. Что касается первого, то ввиду загруженности он едва ли смог бы совмещать посты. Более того, в беседе с корреспондентом «Хронографа» член тольяттинского политсовета ЕР Александр Дроботов отметил: «Вы подводите к щепетильной ситуации. Мэрия — не партийный орган. Она порой вынуждена принимать непопулярные решения. Тут срабатывает политический момент».

Однако Сергей Колмыков, в условиях того что в ближайшее время Пахоменко может стать секретарем, вполне мог стать чуть ли не идеальным кандидатом на пост первого заместителя Пахоменко. Более того, учитывая достаточно близкие отношения между ним и Сергеем Очировым, можно было бы сказать, что опыт, саккумулированный последним, мог быть передан в достаточно оперативном режиме.

Такой подход мог обеспечить практически бесперебойную работу тольяттинского ЕР при сохранении качества. Корреспондент «Хронографа» поинтересовался у Сергея Колмыкова, как тот оценивает ситуацию, при которой он мог бы занять место Сергея Очирова. «Нет. Спасибо. Там надо работать и очень серьезно работать. Должен быть опыт и ресурс. Ни того ни другого у меня нет», — ответил Сергей Колмыков.

Неисправимые

Стоит напомнить, что на VIII съезде партии ЕР, который состоялся в декабре 2007 г., президент РФ Владимир Путин, принимая бразды партийного правления, отметил: «Власть и деньги должны существовать отдельно. Представители крупного бизнеса — это, безусловно, уважаемые люди. От них очень многое зависит в стране, в экономике. Но нужно ли им лично быть в партийных списках? Смогут ли они, развивая собственный бизнес, который требует сил и времени, оставаться при этом объективными, принимая решения, затрагивающие интересы всей экономики? Хочу обратить внимание на то, что здесь нет ничего личного, мы просто должны создать дееспособную, эффективную систему государственного управления».

Тенденция, озвученная Путиным, уже активно практикуется в самарском региональном отделении ЕР. Так, например, с приходом на должность секретаря регионального отделения партии Игоря Носкова ситуация существенно изменилась. Можно сказать, что Носкову удалось провести «бархатную революцию», когда места в региональном политсовете потеряли практически все представители безнеса. Иначе выглядит сегодня ситуация в Тольятти. Ведь, согласно первичной информации, в кандидаты на место Очирова прочили именно представителей бизнеса, двое из которых являются крупнейшими совладельцами собственных компаний. Примечательно, что в списке, который был представлен на суд членов тольяттинского политсовета, также присутствовали два представителя бизнеса. Один из которых — Виктор Клевлин, который также является совладельцем возглавляемой им компании. Тольяттинские единороссы все-таки выдвинули его на согласование в региональный политсовет. Судя по всему, все эти факты могут быть свидетельством кадрового голода в тольяттинском отделении ЕР. С другой стороны, не исключено, что тольяттинские партийцы попросту игнорируют линию партии в силу того, что им сложно изменить свой менталитет, когда в партию шли ради решения задач своего бизнеса.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Сергей ДЬЯЧКОВ, социолог

- Уход отдельных представителей ЕР со своих постов вполне объясним. В тучные годы можно было жить, создавать партии, тусоваться, искать теплые места, где можно решать свои проблемы и прочее. А кризис сразу все поставил на места. Оказалось, что нет единства и наверху. Что партия ЕР совсем не едина. Если до кризиса там можно было найти друзей-товарищей, то теперь это невозможно. Дружба дружбой, а деньги врозь. Много что изменилось. Новый президент совсем не поддерживает ЕР, которая нужна была старому. Все это аукнулось и покатилось вниз. Люди быстро поняли, что делать в партии больше нечего. Нечего больше силы терять. Я думаю, что они уходят сознательно. Этот кризис не только экономический, но и политический. Он в первую очередь сказывается на так называемых мертворожденных политических структурах, которые начинают рассыпаться. Тем более что уходят именно те люди, у которых есть что-то за плечами. Из этого вытекает вопрос: кто может прийти? Раньше туда шли люди, которые хотели укрепить свои позиции, или конъюнктурщики. Те, кто укреплял позиции, уходят. Остаются конъюнктурщики.