Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №25 (289) | 13 июля 2009г.
 

Хорошо сидят

Октябрьск попытались избавить от МегаФона

Виктория Чайковская, Александра Кривова

6 июля стало известно, что Арбитражный суд Самарской обл. отказал в иске ООО «Сызранская городская электросеть» к ОАО «Мобильные системы связи (МСС) — Поволжье», учредителем которой является ОАО «МегаФон». Истец требовал обязать ответчика произвести демонтаж специального оборудования в г. Октябрьске. Эксперты не исключают, что ОАО «МегаФон» может столкнуться с подобными требованиями и в других городах Самарской обл.

ООО «Сызранская городская электросеть» (СГЭ) является сетевой организацией, которой в настоящее время руководит Владимир Ловинский. Основной вид деятельности- передача электроэнергии. К филиалам, дочерним и зависимым обществам предприятия, по данным Национального кредитного бюро (НКБ), относятся: ассоциация энергоснабжающих предприятий «Самараоблэнерго», ООО «Сызраньгор-электросеть-сервис», ООО «Энергия», ООО «Энергия-2», ООО «Волгопромхим». В отношении последнего на сегодняшний день, по данным НКБ, открыто конкурсное производство.

Головной офис ОАО «МСС-Поволжье» базируется в Самаре. Помимо организации мобильной беспроводной связи, компания занимается деятельностью в области электросвязи, а также фиксированной телефонной связью. Гендиректором ОАО «МСС-Поволжье» является Валерий Ермаков. На 100% оно принадлежит ОАО «МегаФон», руководит которым Сергей Солдатенков. ОАО «МСС-Поволжье» является одним из основных конкурентов ОАО «МТС» в Поволжском макрорегионе (см. «Хронограф» №22 (286) от 22.06.09).

Между СГЭ и «МСС-Поволжье» 1 августа 2007 г. был заключен договор, разрешающий временное размещение оборудования по адресу: г. Октябрьск, пер. Железнодорожный, 20, а именно антенно-фидерных устройств, располагаемых на кровле здания, и контейнера базовой станции стандарта GSM-900/1800 и РРС, размещаемого на прилегающем земельном участке.

Одним из пунктов договора было определено, что прекращение его действия влечет за собой и прекращение обязательств. Было оговорено, что по истечении определенного договором срока передача истцу мест для размещения оборудования производится в течение пяти дней с момента прекращения действия договора. В связи с невыполнением ответчиком этого условия СГЭ 17 февраля 2009 г. отправило в адрес «МСС-Поволжье» письмо. Оно содержало напоминание об окончании срока договора 31 декабря 2008 г. и об ответственности за несвоевременное освобождение и передачу мест размещения оборудования.

Суд установил, что договор о предоставлении возможности временного размещения оборудования является договором аренды имущества. Это подтверждает тот факт, что указанное имущество было передано истцу в пользование на основании договора аренды от 1 октября 2007 г., заключенного с ООО «Вариант». Срок его действия первоначально был определен сторонами по 31 декабря 2007 г. Позже он был продлен на год.

В соответствии с п.2 ст.621 Гражданского кодекса РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения действия договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Судом установлено, что по истечении срока действия договора ни одна из сторон не заявила о прекращении договора. Истцом несогласие на продолжение арендных отношений с ответчиком было заявлено лишь в письме от 17 февраля 2009 г. Каждая из сторон договора аренды, заключенного на неопределенный срок, вправе в любое время отказаться от него, предупредив другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества — за три месяца. СГЭ не воспользовалась правом на односторонний отказ. Суд пришел к выводу: «На сегодняшний день договор от 1 августа 2007 г. в части предоставления ответчику возможности временного размещения оборудования на крыше здания, является действующим и считается заключенным на неопределенный срок».

По договору СГЭ в пользование «МСС-Поволжье» была также передана часть прилегающего к зданию земельного участка. Ст. 209 ГК РФ гласит: «Владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом имеет право только собственник такого имущества». Такого права на участок, переданный ответчику во временное пользование, не имеет ни СГЭ, ни ООО «Вариант». В связи с тем, что у «МСС-Поволжье» отсутствовало право на распоряжение спорным земельным участком, договор признан ничтожным. Требования истца по поводу демонтажа оборудования, расположенного на участке около здания, арендуемого истцом, суд посчитал незаконными.

Эксперты не исключают, что ОАО «МегаФон» может столкнуться с подобными требованиями и на других территориях Самарской обл. Они же полагают, что в определенных условиях компания сможет отстоять свои права. В Октябрьске, по мнению специалистов, это удалось сделать исходя из двух обстоятельств. К первому они относят, возможно, нерасторопность юристов СГЭ. Ко второму — непроясненную ситуацию вокруг настоящего владельца здания и земельного участка. В других городах могут иметь место другие обстоятельства.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.