Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (286) | 22 июня 2009г.
 

Лоббистская программа

Пушков нацелен привлечь миллиарды на реконструкцию очистных ВАЗа

Павел Соколов

15 июня в ходе публичных слушаний по «Программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Тольятти на период до 2015 г.» стало известно, что кардинальное расширение производственных мощностей очистных сооружений Центрального р-на не предусматривается. И это при том, что вопрос развития как промышленной, так и селитебной зоны района вызывает тревогу именно из-за проблемы ограниченных возможностей очистных ООО «Тольяттикаучук» (ТК) по приему дополнительных объемов стоков. Между тем в представленной программе указано, что очистные ТК недозагружены, а очистные ОАО «АВТОВАЗ» перегружены. Лоббистский контекст новой программы вполне очевиден.

Еще в бытность мэра Тольятти Николая Уткина о проблеме загруженности очистных ООО «Тольяттикаучук» неоднократно говорилось как о системообразующей. Отмечалось, что отсутствие избытка мощностей по очистке стоков препятствует развитию Центрального р-на. Доказательством тому стали очевидные проблемы с оформлением техусловий на комплексную застройку мкрн Треугольник. Развитие мкрн Северного в направлении с. Тимофеевки имеет аналогичные проблемы. Пиковые нагрузки не раз приводили к аварийным ситуациям на очистных ТК. Помимо всего прочего, это еще и самые старые очистные сооружения в городе: они введены в эксплуатацию в 1961 г. Срок службы сооружения по очистке воды составляет в среднем 33-47 лет. Т. е. в соответствии с этим нормативом стопроцентный износ очистных сооружений ТК по верхней временной планке должен был произойти в 2008 г.

Те, кто знаком с реальным положением дел на очистных ТК, могут весьма критически отнестись к информации, изложенной в «Программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Тольятти на период до 2015 г.». В ней сказано: «Сточные воды от потребителей Центрального р-на Тольятти поступают на очистные сооружения ООО «Тольяттикаучук» проектной производительностью 164,8 тыс. куб. м в сутки. Фактическая нагрузка на очистные сооружения составила 99,4 тыс. куб. м». О перегрузке ни слова.

По данным разработчиков программы якобы в условиях запредельной загруженности работают очистные ВАЗа. Их проектная мощность — 290 тыс. куб. м в сутки. Несмотря на это, в программе указано: «При проектировании очистных сооружений канализации Автозаводского р-на предполагалось, что нагрузка на очистные сооружения за счет приема стоков от населения района не превысит 120 тыс. куб. м в сутки. Однако к 2007 г. среднесуточная нагрузка на очистные сооружения составила 151 тыс. куб. м в сутки. Данная величина превышает на 26% проектные характеристики», — сказано в программе. Хотя это почему-то не мешает на протяжении последних лет именно Автозаводскому р-ну быть в лидерах по вводу в эксплуатацию нового жилья. Более того, до сего времени в Тольятти вообще ни разу публично не поднимался вопрос о перегруженности очистных ВАЗа, чего нельзя было сказать об очистных ТК.

Объяснением подобного рода словесных манипуляций может являться методика подсчета объемов поступающих сточных вод на очистные сооружения. Можно это делать исходя из реального объема поступления стоков, а можно — путем умножения количества потребителей на норматив потребления воды. Норматив потребления воды для населения — 0,3 куб. м в сутки на одного человека. Однако тем, кто пользуется приборами учета воды, почему-то в среднем оказывается половина этого объема, а то и меньше. Соответственно реальный объем стоков тоже оказывается в два раза меньше нормативного. Подавляющее большинство жителей Тольятти не пользуется приборами учета воды.

Серьезная разница между реальным объемом стоков и нормативным объемом позволяет формировать абсолютно непрозрачную систему согласования техусловий по водоотведению. В Автозаводском р-не, в отличие от Центрального, сбором, транспортировкой и очисткой стоков занимаются две аффилированные структуры — ОАО «ТЕВИС» и ОАО «АВТОВАЗ». В Центральном — МУП «ПО КХ г. Тольятти» и ООО «Тольяттикаучук». Вероятнее всего, именно поэтому в Автозаводском р-не вопросы обслуживания стоков ни разу не выносились на суд общественности.

Между тем на финансирование мероприятий по модернизации и расширению пропускной способности очистных сооружений ВАЗа данной программой предусмотрено более 2,7 млрд. р. Эту сумму планируется освоить до 2015 г. включительно. Несложно догадаться, что появление в программе таких сумм не могло случиться без определенных лоббистских действий. Анатолий Пушков до своего избрания мэром Тольятти работал главным инженером в ОАО «АВТОВАЗ». В его сферу ответственности входили и вопросы функционирования системы инженерных коммуникаций АВТОВАЗа. Не исключено, что создание условий для освоения бюджетных средств по линии модернизации коммуникационных сооружений ВАЗа и стала основной миссией Пушкова в роли мэра.

На фоне всего этого сложно не заметить одну очень важную деталь: АВТОВАЗ пока никак не заявил о своих инвестиционных планах по модернизации своих же очистных. Хотя принцип частногосударственного партнерства в реализации столь значимых проектов с участием бюджетных средств провозглашен на уровне правительства РФ.

В ходе изучения данной проблемы «Хронографу» стала известна лишь одна частная инициатива по соинвестированию в создание новых городских очистных сооружений. Еще в августе 2008 г. с таким предложением к мэрии обратилось ОАО «КуйбышевАзот». Однако, как стало известно корреспонденту «Хронографа», специалисты завода к разработке проекта городской программы не привлекались.

Комментарии

Владимир ИВАНОВ, заместитель мэра Тольятти по городскому хозяйству

- АВТОВАЗ сегодня испытывает острую проблему за счет перегрузки так называемых биологических очистных сооружений. Вы знаете, что мы ливневые стоки пытаемся завернуть на биологическую очистку. Мы сегодня должны говорить о проблемах, которые заказал муниципалитет для будущего развития, помимо тех программ, которые предприятия несут самостоятельно.

Мы должны делить две вещи. Давайте еще раз вспомним, на что направлены будут инвестиции — под новое развитие. Т. е. будет тот инвестор оплачивать, который захочет получить точку подключения. Если мы говорим о совместных действиях, то уже мы будем искать резервы.

- КуйбышевАзот еще в августе прошлого года вышел к мэрии Тольятти с инициативой долевого участия в финансировании проектных работ строительства очистных сооружений. Почему это никак не отражено в представленной «Программе развития коммунальной инфраструктуры до 2015 г.»?

- Да. Но там речь шла немного о другом — не о строительстве очистных муниципальных, а речь шла о строительстве, реконструкции и модернизации так называемых накопительных прудов по ливневым стокам. Но это, еще раз повторю, производственная программа самого предприятия.

Анатолий ОГАРКОВ, главный инженер ОАО «КуйбышевАзот»

- Что вы думаете о том, что финансирование проектных работ строительства очистных сооружений ливневых стоков не отражено в «Программе развития коммунальной инфраструктуры Тольятти до 2015 г.»?

- Видимо, предполагается, что как только проект обретет более реальные очертания, то в программу будут внесены корректировки.