15 июня в ходе публичных слушаний по «Программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Тольятти на период до 2015 г.» стало известно, что кардинальное расширение производственных мощностей очистных сооружений Центрального р-на не предусматривается. И это при том, что вопрос развития как промышленной, так и селитебной зоны района вызывает тревогу именно из-за проблемы ограниченных возможностей очистных ООО «Тольяттикаучук» (ТК) по приему дополнительных объемов стоков. Между тем в представленной программе указано, что очистные ТК недозагружены, а очистные ОАО «АВТОВАЗ» перегружены. Лоббистский контекст новой программы вполне очевиден.
Еще в бытность мэра Тольятти Николая Уткина о проблеме загруженности очистных ООО «Тольяттикаучук» неоднократно говорилось как о системообразующей. Отмечалось, что отсутствие избытка мощностей по очистке стоков препятствует развитию Центрального р-на. Доказательством тому стали очевидные проблемы с оформлением техусловий на комплексную застройку мкрн Треугольник. Развитие мкрн Северного в направлении с. Тимофеевки имеет аналогичные проблемы. Пиковые нагрузки не раз приводили к аварийным ситуациям на очистных ТК. Помимо всего прочего, это еще и самые старые очистные сооружения в городе: они введены в эксплуатацию в 1961 г. Срок службы сооружения по очистке воды составляет в среднем 33-47 лет. Т. е. в соответствии с этим нормативом стопроцентный износ очистных сооружений ТК по верхней временной планке должен был произойти в 2008 г. Те, кто знаком с реальным положением дел на очистных ТК, могут весьма критически отнестись к информации, изложенной в «Программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Тольятти на период до 2015 г.». В ней сказано: «Сточные воды от потребителей Центрального р-на Тольятти поступают на очистные сооружения ООО «Тольяттикаучук» проектной производительностью 164,8 тыс. куб. м в сутки. Фактическая нагрузка на очистные сооружения составила 99,4 тыс. куб. м». О перегрузке ни слова. По данным разработчиков программы якобы в условиях запредельной загруженности работают очистные ВАЗа. Их проектная мощность — 290 тыс. куб. м в сутки. Несмотря на это, в программе указано: «При проектировании очистных сооружений канализации Автозаводского р-на предполагалось, что нагрузка на очистные сооружения за счет приема стоков от населения района не превысит 120 тыс. куб. м в сутки. Однако к 2007 г. среднесуточная нагрузка на очистные сооружения составила 151 тыс. куб. м в сутки. Данная величина превышает на 26% проектные характеристики», — сказано в программе. Хотя это почему-то не мешает на протяжении последних лет именно Автозаводскому р-ну быть в лидерах по вводу в эксплуатацию нового жилья. Более того, до сего времени в Тольятти вообще ни разу публично не поднимался вопрос о перегруженности очистных ВАЗа, чего нельзя было сказать об очистных ТК. | | Объяснением подобного рода словесных манипуляций может являться методика подсчета объемов поступающих сточных вод на очистные сооружения. Можно это делать исходя из реального объема поступления стоков, а можно — путем умножения количества потребителей на норматив потребления воды. Норматив потребления воды для населения — 0,3 куб. м в сутки на одного человека. Однако тем, кто пользуется приборами учета воды, почему-то в среднем оказывается половина этого объема, а то и меньше. Соответственно реальный объем стоков тоже оказывается в два раза меньше нормативного. Подавляющее большинство жителей Тольятти не пользуется приборами учета воды. Серьезная разница между реальным объемом стоков и нормативным объемом позволяет формировать абсолютно непрозрачную систему согласования техусловий по водоотведению. В Автозаводском р-не, в отличие от Центрального, сбором, транспортировкой и очисткой стоков занимаются две аффилированные структуры — ОАО «ТЕВИС» и ОАО «АВТОВАЗ». В Центральном — МУП «ПО КХ г. Тольятти» и ООО «Тольяттикаучук». Вероятнее всего, именно поэтому в Автозаводском р-не вопросы обслуживания стоков ни разу не выносились на суд общественности. Между тем на финансирование мероприятий по модернизации и расширению пропускной способности очистных сооружений ВАЗа данной программой предусмотрено более 2,7 млрд. р. Эту сумму планируется освоить до 2015 г. включительно. Несложно догадаться, что появление в программе таких сумм не могло случиться без определенных лоббистских действий. Анатолий Пушков до своего избрания мэром Тольятти работал главным инженером в ОАО «АВТОВАЗ». В его сферу ответственности входили и вопросы функционирования системы инженерных коммуникаций АВТОВАЗа. Не исключено, что создание условий для освоения бюджетных средств по линии модернизации коммуникационных сооружений ВАЗа и стала основной миссией Пушкова в роли мэра. На фоне всего этого сложно не заметить одну очень важную деталь: АВТОВАЗ пока никак не заявил о своих инвестиционных планах по модернизации своих же очистных. Хотя принцип частногосударственного партнерства в реализации столь значимых проектов с участием бюджетных средств провозглашен на уровне правительства РФ. | | В ходе изучения данной проблемы «Хронографу» стала известна лишь одна частная инициатива по соинвестированию в создание новых городских очистных сооружений. Еще в августе 2008 г. с таким предложением к мэрии обратилось ОАО «КуйбышевАзот». Однако, как стало известно корреспонденту «Хронографа», специалисты завода к разработке проекта городской программы не привлекались. | Комментарии | |
Владимир ИВАНОВ, заместитель мэра Тольятти по городскому хозяйству - АВТОВАЗ сегодня испытывает острую проблему за счет перегрузки так называемых биологических очистных сооружений. Вы знаете, что мы ливневые стоки пытаемся завернуть на биологическую очистку. Мы сегодня должны говорить о проблемах, которые заказал муниципалитет для будущего развития, помимо тех программ, которые предприятия несут самостоятельно. Мы должны делить две вещи. Давайте еще раз вспомним, на что направлены будут инвестиции — под новое развитие. Т. е. будет тот инвестор оплачивать, который захочет получить точку подключения. Если мы говорим о совместных действиях, то уже мы будем искать резервы. - КуйбышевАзот еще в августе прошлого года вышел к мэрии Тольятти с инициативой долевого участия в финансировании проектных работ строительства очистных сооружений. Почему это никак не отражено в представленной «Программе развития коммунальной инфраструктуры до 2015 г.»? - Да. Но там речь шла немного о другом — не о строительстве очистных муниципальных, а речь шла о строительстве, реконструкции и модернизации так называемых накопительных прудов по ливневым стокам. Но это, еще раз повторю, производственная программа самого предприятия. Анатолий ОГАРКОВ, главный инженер ОАО «КуйбышевАзот» - Что вы думаете о том, что финансирование проектных работ строительства очистных сооружений ливневых стоков не отражено в «Программе развития коммунальной инфраструктуры Тольятти до 2015 г.»? - Видимо, предполагается, что как только проект обретет более реальные очертания, то в программу будут внесены корректировки. |