Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №21 (285) | 8 июня 2009г.
 

Растащили

Нефтегорск лишили градообразующего предприятия

Татьяна Федорова

27 мая в Арбитражном суде Самарской обл. была поставлена точка в трехлетней арбитражной тяжбе вокруг производственных активов одного из градообразующих предприятий г. Нефтегорска — ЗАО «Финао». Суд вынес определение о завершении процедуры банкротства компании. В ходе конфликта стало известно якобы о причастности структур, близких генеральному директору ЗАО «Волгатрансстрой» Вячеславу СОНИНУ и совладельцу ОАО «АВТОВАЗБАНК» Николаю ТАРАНУ. Интерес к ЗАО «Финао» мог быть обусловлен тем, что на момент начала конфликта это было единственное в стране предприятие, способное выпускать кабель для высоковольтной контактной сети железной дороги. Компании светил миллиардный контракт по высокоскоростной магистрали «Москва -Санкт-Петербург — Хельсинки».

Итальянская перспектива

ЗАО «Финао» было создано в марте 2004 г., специализировалось предприятие на производстве кабельно-проводниковой продукции. Это был единственный в России разработчик и поставщик проводов для контактной сети высокоскоростных трасс ОАО «РЖД». Первая скоростная трасса «Москва -Санкт-Петербург — Хельсинки» должна была электрифицироваться именно ЗАО «Финао».

В 2005 г. «Финао» решилось начать строительство завода по производству бронзовых контактных сетей для высокоскоростных трасс. После строительства завода заказчиком сетей должен был стать департамент электрификации и электроснабжения РЖД. Также был заключен договор с итальянской компанией Continuus Properzi S.p.A. на приобретение оборудования. Планировалось, что будет закуплена линия непрерывного литья для производства медных проводов улучшенного качества. Это открывало перспективы многомиллионных заказов от РЖД. На тот момент своих средств для осуществления таких грандиозных планов у ЗАО «Финао» не было, поэтому генеральный директор и единственный акционер ЗАО «Финао» Алим Камбачеков обратился за предоставлением кредитной линии в ЗАО АКБ «Трансстройбанк» (г. Москва). Под залог приобретаемого оборудования банк предоставил «Финао» кредиты на сумму более 200 млн. р.

Кабельная сделка

В 2006 г., когда в соответствии с соглашением о кредитовании пришло время выделения второго транша в размере 292 млн. р, президент ЗАО АКБ «Трансстройбанк» Петр Читипаховян предложил Алиму Камбачекову заключить дополнительные соглашения. Их суть состояла в том, что банк соглашался продолжить финансирование строительства завода при условии, если Камбачеков продаст аффилированной Трансстройбанку фирме ООО «Стройторг» 80% акций ЗАО «Финао», но с условием обязательного их выкупа обратно. По остальным 20% акций Камбачеков брал на себя обязательства передать их в качестве залога под дальнейшее финансирование.

Кроме того, все сроки по выплате кредитов переносятся с 2010 на 2006 г. Дополнительное соглашение было подписано. Сам Алим Камбачеков во время судебных процессов утверждал, что это соглашение, по сути, являлось кабальной сделкой, заключенной под влиянием обмана со стороны АКБ «Трансстройбанк». ЗАО «Финао» было вынуждено подписать соглашение, иначе бы предприятие понесло большие убытки и потерю деловой репутации, Кроме того, сделка была экономически невыгодная, поскольку цена акций была занижена в сто раз.

2 октября 2006 г. между Камбачековым и ООО «Стройторг» был заключен договор купли-продажи акций с условием обратного выкупа. Всего было продано 240 000 обыкновенных именных бездокументарных акций ЗАО «Финао» номинальной стоимостью 200 р. за штуку.

Этим договором было предусмотрено, что ЗАО «Финао» имеет право выкупить обратно акции в течение года по цене, увеличенной на 17% годовых. Но при обязательном условии: ЗАО «Финао» в полном объеме возвратит АКБ «Трансстройбанк» суммы кредитов и уплатит проценты по всем договорам, иначе условие об обратном выкупе акций прекращается. После того как договор был подписан, банк перекрыл кредитную линию и обратился в суд с требованием вернуть полученные кредитные деньги и проценты.

По официальному сообщению АКБ «Трансстройбанк», «при близком ознакомлении с залогом банк выяснил, что в силу большого износа производственных мощностей он покрывает не более 20% кредита. Предоставить дополнительное обеспечение кредита компания не смогла». Как говорится в заявлении банка, «Финао» не оплачивает проценты по предоставленным ранее кредитам, нарушает другие условия кредитных соглашений. Выяснилось также, что у заемщика якобы отсутствует необходимая документация для начала строительства нового цеха, а одно и то же оборудование было заложено дважды. По информации банка, в течение 2005-2006 гг. общая сумма продаж продукции «Финао» для предприятий железной дороги составила менее 3 млн. р.

Весной 2007 г. банк обратился в суд для взыскания задолженности по кредитам. Камбачеков выдвинул встречный иск банку, обвинив руководство в «умысле на хищение имущества». Камбачеков в судах различных инстанций пытался доказать, что переход прав собственности 80% акций от него к ООО «Стройторг» и залог 20% акций в КБ «Трансстройбанк» недействительны, договор подписан под давлением. Однако все инстанции, начиная от самарского арбитражного суда и кончая высшим арбитражным судом, исковых требований не удовлетворили.

Арбитражным судом Москвы по делу о возврате кредитов, предоставленных АКБ «Трансстройбанк» группе взаимосвязанных заемщиков — ЗАО «Финао» и его бывшему генеральному директору Камбачекову, было вынесено решение в пользу кредитора. В общей сложности должно быть взыскано со взаимосвязанных заемщиков около 250 млн. р.

Арбитражный суд постановил ЗАО «Финао» погасить задолженности по кредитным договорам, заключенным в 2005-2006 гг. с АКБ «Трансстройбанк», в общей сумме около 160 млн. р., выплатить проценты за пользование кредитом в сумме 5,8 млн. р., а также неустойку за несвоевременное погашение кредита и процентов в сумме 4,3 млн. р.

Проявили интерес

На тот момент АКБ «Трансстройбанк» входил в состав холдинга Балтийской строительной компании (БСК), совладельцем которой является известный в Самаре генеральный директор ЗАО «Волгатрансстрой» Вячеслав Сонин. Не исключено, что Балтийская строительная компания сама хотела заняться этим видом бизнеса.

К моменту, когда начались судебные процессы за имущество ЗАО «Финао», уже была проведена обширная подготовительная работа по строительству завода: частично проведены проектные работы, получено положительное заключение экологической экспертизы, подготовлены подъездная дорога и площадка под строительство, закуплены металлоконструкции для строительства цеха первой очереди, получены согласования на лимиты электроэнергии и газа и т. д. Стоимость проекта оценивалась ориентировочно в 1,2 млрд. р.

Еще одним кредитором ЗАО «Финао» является ОАО «Росскат». Долг перешел к нему на основании договора цессии от ООО «ТД «Финао» (Москва), который поставлял давальческое сырье. Как только договор о переуступке был заключен, ОАО «Росскат» тут же обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании 10, 8 млн. р. и просьбой в обязательном порядке наложить арест на имущество ответчика — стальные конструкции корпуса для производства медной и алюминиевой катанки в г. Нефтегорске. Необходимость обеспечительных мер представители ОАО «Росскат» обосновали тем, что на ЗАО «Финао» якобы нет стабильной хозяйственной деятельности, а имущество может быть просто разворовано.

Кроме того, в обоснование заявления о принятии обеспечительных мер заявителем даже был представлен компакт-диск, содержащий, в частности, видеозапись выступлений начальника ОКС ЗАО «Финао» и заместителя гендиректора ЗАО «Финао» по экономике. Из них также следует, что предпринимаются меры для уменьшения объема имущества путем попытки вывоза металлоконструкций. Также представлен ряд фотографий, соотносимых по содержанию с представленной видеозаписью. По решению суда арест был наложен, но не на все имущество, а только на сумму в размере 10 млн. р.

Столь активная позиция ОАО «Росскат» вполне объяснима. Компания «Росскат» является крупным производителем медной катанки и нефтепогружного кабеля в России и находится в числе лидеров отрасли. Ее предприятие также расположено в Нефтегорске. Владельцы самарского производителя ОАО «Росскат» контролируют 14% рынка медной катанки. Председателем совета директоров ОАО «Росскат» является Николай Таран, совладелец ОАО «АВТОВАЗБАНК». По мнению экспертов, существует вероятность, что ОАО «Росскат» могло иметь намерение расширить производство путем присоединения мощностей ЗАО «Финао».

С 27 мая ЗАО «Финао» прекратило свое существование, завод закрыт, несколько сотен рабочих оказались на улице. Для небольшого города Нефтегорска это серьезная проблема. Когда ситуация вокруг завода стала критической, рабочие написали открытое письмо в администрацию президента РФ, губернатору Самарской обл. и спикеру Самарской губернской думы. В своем письме работники отмечали, что ранее предприятие стабильно работало и выплачивало заработную плату. Неожиданно для всех произошла смена генерального директора. На эту должность был назначен Дмитрий Казаченко, который сразу объявил, что в ближайшее время предприятие работать не будет, и предложил всем желающим уволиться. Далее был издан приказ о «предоставлении всем работникам предприятия отпуска по инициативе работодателя с сохранением 2/3 оклада». Тем не менее заработная плата не выплачивалась.

Следующим директором стал Игорь Филиппов, он якобы перестал пускать работников ЗАО «Финао» на рабочие места. Возможно, он также распродал весь автопарк предприятия, с территории исчезла часть имущества.

За время нового руководства уволились все квалифицированные рабочие. На данный момент предприятие не работает, строительство завода остановлено. За два дня до вынесения решения о завершении банкротства в Самарском арбитражном суде рассматривался иск Алима Камбачекова. Он пытался отстранить арбитражного управляющего, признать недействительным анализ финансового состояния ЗАО «Финао» и доказать, что предприятие было обанкрочено преднамеренно. Но в иске ему отказали.

В ходе процесса была озвучена информация о том, что у ЗАО «Финао» нет зарегистрированных транспортных средств, сельскохозяйственной техники, недвижимого имущества, а располагается ЗАО «Финао» на земельном участке, находящемся в государственной собственности.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.