Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (284) | 1 июня 2009г.
 

Не вовремя

Основная фаза реформирования энергетики пришлась на кризис

Михаил Куракин

В условиях экономического кризиса, роста тарифов на электроэнергию промышленность Самарской обл. оказалась в весьма уязвимом положении. В то же самое время монополисты от энергетики демонстрируют рост доходов. Разрешить ситуацию возможно стимулированием потребителей к переходу к работе на оптовом рынке электроэнергии. Другим выходом из сложившегося положения является переход на энергосберегающие технологии. И то и другое требует немалых инвестиций, привлечь которые в условиях кризиса практически невозможно. Промышленникам остается сейчас лишь уповать на грамотную тарифную политику государства.

Взлеты и падения

Несмотря на кризисный период и снижение собираемости средств с потребителей, энергокомпании так или иначе согласно отчетам за I кв. 2009 г. вышли с прибылью. Так, например, сетевая компания ОАО «МРСК Волги» в январе-марте 2009 г. получила чистую прибыль, рассчитанную по РСБУ, в размере 14,44 млн. р. Сбытовая компания ОАО «Самараэнерго» за этот же период увеличила чистую прибыль по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2,5 раза — до 947,817 млн. р.

Подобная тенденция наметилась почти на всей территории России. Например, ОАО «ТТК-9» за I кв. т. г. увеличило чистую прибыль почти в три раза по отношению к прошлогоднему периоду — до 2,87 млрд. р. ОАО «ТТК-6» в I кв. 2009 г. получило выручку от реализации в размере 7 млрд. 146 млн. р., что на 3,5% больше, чем в январе-марте прошлого года, показав при этом чистую прибыль 1,3 млрд. р. ОАО «ТТК-7» получило по итогам I кв. 2009 г. чистую прибыль 2,999 млрд. р. Генерирующие мощности всех этих компаний располагаются на территории Приволжского федерального округа. ТТК-9 захватывает наиболее развитую с экономической точки зрения часть регионов Уральского федерального округа (Свердловская обл., Пермский край). Т. е. наибольшую долю выручки всем этим компаниям дали объекты промышленного сектора, который сегодня испытывает максимальный комплекс проблем ввиду кризиса. Причем, по прогнозам экспертов, указанные энергокомпании планируют сохранить рост своих показателей, пусть и в меньшей степени, до конца 2009 г.

Подобные показатели энергокомпаний достигаются прежде всего благодаря тому, что в январе 2009 г. состоялось повышение тарифных ставок на электроэнергию. Основными потребителями этой энергии являются промышленные предприятия, на которых это повышение отразилось весьма негативно.

Достаточно вспомнить пример ОАО «Казаньоргсинтез». В последней декаде апреля огласку получила сумма общей задолженности компании. Одним из самых серьезных долгов предприятия является задолженность перед энергоснабжающими организациями. Причем эта проблема в последнее время активно обсуждается на уровне высшего руководства Татарстана.

По разным данным, плата за электроэнергию за последние восемь лет увеличилась в семь раз. Эта тревожная тенденция уже была озвучена президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым в беседе с президентом РФ Дмитрием Медведевым. Самарская обл. едва ли уступает Татарстану в масштабах промышленного потенциала, поэтому схожие проблемы сегодня встают и перед промышленниками Самарской обл.

Со всех сторон

В ходе расследования корреспондент «Хронографа» связался с исполнительным директором ЗАО «Регионэнергоэффект» (г. Самара) Еленой Исаевой, которая отметила: «Раньше такого не было. Там целая схема расчета. Причем достаточно таких пунктов, вокруг которых возникают вопросы. У монополиста пока еще отсутствует стимул для снижения тарифов».

По словам участников и экспертов рынка, система формирования тарифов за последнее время стала утрачивать прозрачность. Доцент кафедры «Тепловые и электрические станции» Самарского технического университета Леонид Шелудько в беседе с корреспондентом «Хронографа» отметил:

Кризис не повлиял на доходность энергетического бизнеса
Кризис не повлиял на доходность энергетического бизнеса

«Сегодня управление по регулированию тарифов — профессиональная организация, которая не зависима ни от кого. И никому не сообщает свои результаты. В течение предыдущих пяти лет до ее создания существовала непрофессиональная региональная энергетическая комиссия (РЭК). Я был ее членом. В ее состав входили представители потребителей. Все мы имели возможность на заседаниях этой комиссии задавать вопросы, требовать от энергосистемы калькуляцию всех энергозатрат».

Т. е. сегодня организации сталкиваются с тем, что вынуждены оплачивать выставляемые счета, не имея возможности получить детализацию по ним. Более того, по мнению экспертов, в условиях кризиса существует необходимость сокращения интервала корректировки действующих тарифов. «Поскольку УГРЭК формирует тарифы с интервалом в полгода или год, то их формировали на базе предыдущих официальных документов, т. е. до кризиса. На мой взгляд, в данной ситуации необходимо изменить периоды времени по корректировке тарифов. В условиях кризиса необходимо

уменьшить интервал времени при подготовке тарифов хотя бы до одного раза в квартал», — отметил Леонид Шелудько.

Антимонопольные решения

Одним из возможных выходов из ситуации с повышением тарифов является внедрение систем экономии энергозатрат. Но в условиях кризиса даже крупным предприятиям весьма проблематично запускать подобные проекты.

Главный энергетик ОАО «КуйбышевАзот» Самуил Лапидус в беседе с корреспондентом «Хронографа» отметил: «Если отдельно говорить о политике КуйбышевАзота по энергоснабжению, то для предприятия здесь важны две составляющие — надежность и сокращение потребления электроэнергии. С целью повышения энергоэффективности на предприятии используются энергосберегающие элементы. Специфика нашего производства такова, что имеются возможности задействовать вторичные энергоресурсы. Это особенно актуально в условиях постоянного роста тарифов на электроэнергию».

Еще в 2003 г. в рамках комплексной реконструкции котельного цеха КуйбышевАзота был введен в эксплуатацию турбогенератор АЭК-6000 мощностью 6 Мвт, работающий на вторичных энергоресурсах. «Благодаря внедрению этого мероприятия наше внешнее электропотребление сократилось на 5%. Экономический эффект от реализации этого проекта только в первый год эксплуатации турбогенератора составил 10,5 млн. р. В настоящее время выработка 1 кВтч электроэнергии с помощью автономного парогенератора на базе противодавленческой турбины обходится предприятию почти в два раза дешевле, чем при покупке ее у энергосистемы», — добавил Самуил Лапидус. В ближайшей перспективе на предприятии планируется внедрение энергосистем, которые позволят дополнительно вырабатывать 10 Мвт.

Однако даже при таком рачительном подходе полностью исключить потребление энергии извне невозможно. Елена Исаева считает: «Для того чтобы предприятия не были завязаны на одном монополисте, как раз и был создан оптовый рынок электроэнергии. К 2011 г. все предприятия согласно законодательству обязаны туда перейти. Это будет существенное понижение тарифов.

Потому что предприятия получат возможность покупать электроэнергию по ценам, которые им выгодны и удобны. Механизмы уже найдены. И передовые заводы — это и «Металлург», и тот же КуйбышевАзот — настроены на выход на оптовый рынок. По примерным подсчетам, это 16-20% снижения тарифов на энергию», — добавила Елена Исаева. Между тем Самуил Лапидус смотрит на данную проблему несколько иначе: «Наоборот, с увеличением числа участников рынка цены на нем возрастут. Потому что каждый участник, каждое звено будут стремиться к максимизации своих доходов. Косвенное тому подтверждение — ситуация, сложившаяся в ряде промышленных регионов страны, и в т. ч. в Самарской обл., где цены на электроэнергию на нерегулируемом рынке выше, чем на регулируемом. Тем временем дефицита электроэнергии в нашем регионе нет, а значит, есть условия к формированию более приемлемых для потребителей цен на нее по сравнению с соседями. Это, в свою очередь, могло бы сделать область более привлекательной для инвесторов, для развития существующих и открытия на ее территории новых промышленных производств даже в условиях экономического кризиса». Финансовый директор ЗАО «Энергоинвест» (г. Саратов) Дмитрий Шихалеев считает: «Тут нельзя однозначно сказать, кто в этом виноват: монополисты, рост стоимости на топливо, необходимость проведения модернизации энергосетевого комплекса. Наверное, это целая совокупность факторов, которые повлияли на рост тарифов. Но для крупных промышленных предприятий это является в т. ч. и плюсом. Потому что этот нелиберализованный объем, который в настоящий момент поставляется по нерегулируемым ценам, он для предприятий предусматривает подачу заявок на получение статуса гарантирующего поставщика. Мы это называем: де-факто они работают на оптовом рынке. Оплачивают только лишь сетевые сборы, юридически не нарушая договора снабжения».

Комментарии

Леонид ШЕЛУДЬКО, доцент кафедры «Тепловые и электрические станции» Самарского технического университета

- Все делается не просто так. Есть управление по регулированию тарифов. Это официальная организация, которая утверждает тарифы на электрическую и тепловую энергию для потребителей. Основная проблема заключается в том, что в соответствии с государственной политикой повысились цены на топливо, повысились капиталовложения в оборудование. Нагрузка на наши станции, а в области мы имеем 8 тепловых станций, возросла. Того количества электроэнергии, которое вырабатывается, явно не хватает для потребностей области. Зимой мы получаем около 75% собственной электроэнергии, а летом только около 50%. Всю остальную электроэнергию мы получаем из межрегиональных электрических сетей. Т. е. мы покупаем ее на рынке. Ситуация очень неоднозначная. Говорить о том, что это чей-то произвол, монополия и так далее, не совсем корректно, потому что осуществляется государственное регулирование тарифов. И мы, к сожалению, ничего не можем сделать в этом отношении.

- Сама по себе реформа вполне оправдана, однако она пришлась на самый пик кризиса.

- Безусловно.

Самуил ЛАПИДУС, главный энергетик ОАО «КуйбышевАзот»

- Остановить рост тарифов можно и нужно. Но это возможно только при решении правительства. Но, судя по всему, правительство это делать не собирается. Есть мнение, что условия создаются для тех, кто выкупил генерирующие компании, чтобы они могли иметь прибыль и окупаемость. Сейчас условия неподобающие. Сейчас кризис. Я думаю, что прибыль у энергетиков, конечно же, должна быть. Но было бы логично ее уменьшить и дать жить остальным. Для энергетиков выгодней, если промышленность будет брать больше энергии. Т. е. если потребление невелико, то удельная стоимость производства энергии возрастает. Сегодня цены для промпредприятий неподъемные. В условиях кризиса и не вполне продуманной перестройки энергетического рынка мы становимся заложниками интересов владельцев генерирующих компаний.