Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (284) | 1 июня 2009г.
 

Развязали язык

Чиновника администрации оштрафовали за волокиту

Илья Круговой

26 мая по результатам прокурорской проверки был привлечен к ответственности заместитель главы администрации Самарского р-на г. Самары Иван СПИРИДОНОВ. Основанием для этого послужил тот факт, что чиновник не вовремя ответил на запрос одной из жительниц Самары. Кроме того, аналогичные нарушения сроков рассмотрения запросов прокуратура выявила еще в семи случаях.

На прошлой неделе на официальном сайте прокуратуры Самарской обл. появилась информация о том, что в отношении заместителя главы Самарского р-на Ивана Спиридонова было возбуждено дело об административном нарушении по ст. 2.1 КоАП «Действие (бездействие) физического или юридического лица». Как сообщили в прокуратуре Самарской обл., 9 февраля 2009 г. в администрацию Самарского р-на поступило обращение жительницы Самары Оксаны Магид. В своем обращении она просила провести проверку и дать заключение о возможности проживания в доме №30 по ул. Куйбышева.

Организовать рассмотрение данного обращения на следующий день было поручено Спиридонову. Как известно, согласно нормам, прописанным в законодательстве, гражданин имеет право получения ответа на обращение на позднее чем в 30-дневный срок. Этот срок может быть продлен, но лишь в исключительных случаях и с обязательным уведомлением автора запроса. Однако в течение месяца Магид никакого ответа не получила. Лишь 18 марта заявительнице был направлен ответ о том, что по ее обращению необходимо предоставить в администрацию правоустанавливающие документы. При этом с момента регистрации обращения до ответа, который удосужился дать Спиридонов, прошло почти 40 дней.

Между тем в ст. 12 ФЗ №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» сказано следующее: «Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения».

Оксана Магид была вынуждена обратиться в прокуратуру, после чего была проведена проверка по факту ее заявления. В ходе проверки прокуратура выявила аналогичные нарушения сроков рассмотрения жалоб еще в семи случаях.

В результате, как сказано в официальном сообщении прокуратуры, ненадлежащее осуществление заместителем главы администрации Самарского р-на Спиридоновым контроля за своевременностью разрешения обращений, стало поводом для возбуждения дела об административном правонарушении. Дело было рассмотрено административной комиссией, и Ивана Спиридонова подвергли штрафу. Между тем это далеко не единственный случай, когда чиновники тянут с ответами на запрос. Так, депутат СГД Михаил Матвеев сообщил корреспонденту «Хронографа», что существует определенная категория инстанций, которые не присылают ответы в установленные законом сроки. Тогда приходится обращаться уже в вышестоящие инстанции с просьбой их ускорить. При этом чаще всего приходят копии якобы высланных вовремя ответов. «Мне кажется, что это такая своеобразная уловка. Если от моих ответов просто так отмахнуться нельзя, то очень часто ко мне приходят избиратели, которые со своей стороны направляли какие-то обращения в соответствующие инстанции. Как правило, это всевозможные ТСЖ, управляющие компании и департаменты ЖКХ администраций», — заявил Матвеев.

Примечательно, что представители муниципальных структур затягивают с ответами на запросы, поступающие не только от рядовых граждан, но и от представителей СМИ. В редакции еженедельника «Хронограф» ведется учет запросов, направленных в адрес руководителя управления по СМИ администрации г. о. Самара Елены Лебединской. Только за период с 23 марта по 20 мая 2009 г. из управления не поступили ответы на 11 запросов. На деле количество запросов, оставшихся без ответа, гораздо больше.

Комментарии

Михаил МАТВЕЕВ, депутат Самарской губернской думы

- С учетом огромного объема переписки, который я веду как депутат, у меня в неделю выходит до 15-20 обращений в разные инстанции. Могу сказать, что при такой довольно большой статистике процент запросов, на которые не было получено ответов или они не были получены вовремя, не превышает 10% от общей массы. Поэтому нельзя сказать, что это является типичным явлением. В большинстве чиновничьи инстанции работают, укладываясь в месячный срок, который им отведен законом на то, чтобы ответить на обращение. У меня не возникает проблем с ответами на запросы на уровне главы города, а вот от одного из заместителей главы я не мог получить ответ несколько месяцев. Он не отвечал ни на письма, ни на телефонные звонки. Есть просто безответственный подход к этому, а есть просто сознательное подвешивание вопроса, когда намеренно не предоставляют ту или иную информацию.

Сергей ДЬЯЧКОВ, социолог

- Об этом неоднократно говорилось. Еще когда генеральным прокурором был Устинов, было письмо ко всем прокурорам на местах о том, чтобы содействовать гражданам и общественным организациям и жестко наказывать за волокиту с ответами и реакцией на обращения. К сожалению, у нас наиболее полезные и важные постановления точно так же затягиваются. Самое печальное, что сейчас разработаны соответствующие регламенты, и эти регламенты являются абсолютными к выполнению для всех государственных и муниципальных органов. Там четко указано, в течение какого времени должен быть представлен ответ на запрос. Причем время расписано даже не по дням или неделям, а чуть ли не поминутно. А кто-нибудь видел, чтобы эти регламенты соблюдались? А ведь это законодательные акты государственного уровня и с ними шутки плохи. У нас две организации, одна из которых — Лига зашиты пациентов. Вот в отношении лиги могу сказать, что все ее обращения в департамент здравоохранения заканчиваются или затягиванием ответа, или формальной отпиской не по существу. В основе любой бюрократии лежит особенность минимизировать свою ответственность. Я думаю, что это передается вместе с генами по наследству.