Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №16 (280) | 4 мая 2009г.
 

Игра в проценты

АВТОВАЗ запускает новую схему продаж машин в кредит

Сейдамет Абреков

На прошлой неделе «Хронографу» стали известны детали подписанного 16 апреля президентом ОАО «АВТОВАЗ» Борисом АЛЕШИНЫМ (на фото) приказа «О мерах по реализации акции «Лада-Финанс» «LADA в кредит». В рамках этой программы АВТОВАЗ намерен предоставлять скидки на товарные автомобили, которые покупатель будет приобретать в кредит. Таким образом, АВТОВАЗ планирует стимулировать спрос. Однако, по мнению наблюдателей, вряд ли условия программы позволят АВТОВАЗу значительно увеличить продажи. Хотя уже можно сделать предположение на предмет того, какие коммерческие структуры сумеют на этом неплохо заработать. Например, ООО «Русфинанс Банк».

Основная идея акции — продажа новых автомобилей LADA в кредит со специальной скидкой. Программа будет распространяться на все автомобили производства ОАО «АВТОВАЗ» выпуска 2009 г. (точнее, по ПТС 2009 г.), поставленные дилерам по договорам, заключенным с 1 января 2009 г. Акция пройдет достаточно скоротечно — с 16 апреля по 31 июля 2009 г. Хотя АВТОВАЗ оставил за собой право на изменение срока действия. Для реализации программы АВТОВАЗ заключит со своими дилерами соответствующие договоры поставок и дополнительные соглашения.

Скидка по данной программе будет распространяться только на автомобили, приобретенные в кредит. Банком-партнером избрано ООО «Русфинанс Банк». Аффилированность этого банка к банку Sosete General и схожесть финансовой схемы с аналогичными у группы Nissan-Renault (Nissan Credit и Renault Credit) дают основания полагать, что внедрение «Лада-Финанс» «LADA в кредит» проходило не без участия французских акционеров АВТОВАЗа. Хотя у аналитиков рынка свой взгляд на этот вопрос. «Не могу назвать выбор в качестве банка-партнера ООО «Русфинанс Банк» лобби со стороны Renault. Скорее это некий ответный шаг с французской стороны, направленный на поддержание АВТОВАЗа в нынешних условиях», — считает аналитик по автопрому ОАО «Банк Москвы» Михаил Лямин.

Скидка, которую готов предоставлять АВТОВАЗ, будет тем больше, чем больше срок кредита. К примеру, при первоначальном взносе по кредиту 30 % скидки, при сроке кредита 1 год — 3,31% от розничной цены автомобиля. При сроке 2 года — 6,86%, при сроке 3 года -8,26%. Психологически на покупателя может действовать размер скидки. Но важно понимать: получив большую скидку в рублях, покупатель в итоге будет нести более существенные затраты не только за пользование кредитом, а также за оплату обязательного страхования жизни и КАСКО.

Это наводит на мысль, что подобная схема может быть наиболее интересна банку-партнеру и страховщикам. В дальнейшем для реализации программы АВТОВАЗ может привлечь еще несколько банков: ОАО «Сбербанк РФ», ОАО «ВТБ 24», ОАО «Газпромбанк», ОАО «Автомобильный банкирский дом» (АБД).

Процентная ставка в кредитном договоре вряд ли будет отличаться от того, купит ли покупатель автомобиль в кредит с использованием скидки АВТОВАЗа или нет. На первый план при продвижении программы «Лада-Финанс» «LADA в кредит» будет выдвигаться так называемая «рекламная процентная ставка». Ее, вероятно, будут противопоставлять процентной ставке по кредитному договору. К примеру, при первоначальном взносе 30% от стоимости автомобиля процентная ставка по кредитному договору будет заявляться в 21 % годовых, а рекламная ставка — 12,9 %. Важно заметить: как правило, при оплате кредита тело кредита ежемесячно уменьшается, что в итоге приводит к уменьшению суммы ежемесячной платы. Таким образом, реальная переплата в год (в процентах) может быть ниже годовой процентной ставки кредита. Так называемая «рекламная процентная ставка» — это и есть реальная переплата в год с учетом ранее полученной скидки. Стоит отметить, что за организацию кредита с покупателя планируется взимать дополнительную плату 5 тыс. р.

Размер предоставляемой скидки будет равен премии для дилера в случае продажи автомобиля по указанной программе. Фактически дилер не понесет никаких финансовых потерь, поскольку существенная часть стоимости автомобиля будет оплачена ему банком, другая часть -средствами покупателя, часть вернется с премией от АВТОВАЗа. Документы от дилеров на выплату премий АВТОВАЗ будет принимать до 1 сентября 2009 г.

Однако пока непонятно, какое количество автомобилей планирует реализовать АВТОВАЗ посредством этой программы и по каким принципам тот или иной дилер сможет получить то или иное количество автомобилей в рамках программы. Кроме того, не стоит исключать, что затраты на предоставленную скидку позже смогут вернутся АВТОВАЗу некими платежами от банка-партнера и страховщиков. Подобные платежи можно будет урегулировать специальными соглашениями.

Между тем, согласно имеющейся у источников «Хронографа» информации, намеченная на май программа выпуска автомобилей ОАО «АВТОВАЗ» — 23 тыс. шт., на июнь — 33 тыс. шт. При этом график работы основного персонала, занятого на производстве, устанавливается следующий: одну смену по 8 часов при пятидневной рабочей неделе. Редакция «Хронографа» предприняла попытку проверить эту информацию, направив в пресс-центра автозавода официальный запрос. Однако руководитель пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ» Александр Шмыгов попросил отсрочку для подготовки ответа. Из этого следует предположение, что официальный АВТОВАЗ на прошлой неделе, скорее всего, так и не определился с программой выпуска на май и июнь, что также не может не вызывать вопросов. Вопрос о возможных новых остановках конвейера остается открытым (см. «Хронограф» №11 (275) от 30.03.09).

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Михаил ЛЯМИН, аналитик ОАО «Банк Москвы»

- Идея хорошая. Любое стимулирование спроса, будь то субсидирование процентных ставок или скидки, может немного подтолкнуть рынок. Сейчас сложно оценивать, в каком объеме будут увеличены продажи. Насколько понимаю, финансирование этой программы будет идти за счет АВТОВАЗа. Сейчас на предприятии довольно жесткая ситуация с деньгами. При этом сотрудничество будет идти не с крупным банком, по крайней мере не с тем банком, который имеет неограниченный доступ к ликвидности. Возможно, что эта краткосрочная программа нацелена на привлечение внимания других банков.

Иван БЕЛЯЕВ, менеджер по продажам ООО «Автокомплекс Тольятти» (холдинг «Автофан»)

- Мы видели приказ. Пока еще договор о сотрудничестве по программе «Лада-Финанс» «LADA в кредит» не подписан. Документы в работе, но мы их собираемся подписывать. Сейчас сложно сказать, сколько автомобилей будет продаваться по этой программе, все будет зависеть от рынка.

Юрий ЦЕЛИКОВ, ветеран ОАО «АВТОВАЗ»

- «Лада-Финанс» — это практически бывший Автомобильный банкирский дом. Схема программы «Лада-Финанс» «LADA в кредит» некоторые дилеры называют мутной. Она сложная, запутанная, ожидать от нее большой эффективности не следует. Это мнение многих дилеров. Правда, дилеры сейчас боятся конфликтовать с этими структурами, поэтому они так молча бухтят.