Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (276) | 6 апреля 2009г.
 

Неформальный выбор

Эксперимент с сертификатами вместо экономии привел к росту расходов в сфере допобразования

Евгения Андросова

31 марта департамент образования мэрии г. Тольятти раскрыл более подробную информацию о результатах проведения сертификации муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования (МОУ ДО). Сэкономить бюджетные средства, как планировалось раньше, от внедрения именных сертификатов на дополнительное образование не удастся. Более того, на фоне сокращения количества учащихся департамент образования увеличил сумму, выделяемую на одного учащегося. Кроме того, введение сертификатов не повлияло на практику приписок количества обучающихся. Тем не менее эксперимент будет продолжаться.

Еще в сентябре 2008 г. в Тольятти в рамках эксперимента родители получили на руки сертификаты дополнительного образования. Сертификат якобы давал ребенку право на получение одной образовательной услуги в течение года в МОУ ДО. В целях определения истинного количества численности учащихся в МОУ ДО с сентября 2008 г. во всех учреждениях, где раздавались сертификаты, мэрией экспериментально была введена единая электронная база данных по школьникам и студентам в возрасте от 6,5 до 18 лет. Не подозревают, к примеру, о том, что даже на них заведен персональный сертификат допобразования, некоторые студенты.

В разговоре с корреспондентом «Хронографа» руководитель департамента образования Ирина Кочукина (на фото) пояснила, что некоторые из учреждений по итогам этого эксперимента могут столкнуться с угрозой закрытия (см. «Хронограф» №37 (252) от 06.10.08). По ее словам, инициаторы эксперимента не исключают того, что по итогам года встанет вопрос нецелесообразности содержания некоторых МОУ ДО. Определять эти учреждения планируется по количеству предъявленных сертификатов.

Неудивительно, что в некоторых из таких учреждений могла существовать практика приписок. Депутат Думы г.о. Тольятти Федор Ивонинский по этому поводу заявил: «Количество приписанных учеников на отдельных направлениях превышает реальное в несколько раз». Внедрение сертификатов допобразования должно было исключить возможность заниматься приписками, а значит, сократить финансирование учреждений допобразования.

Таким образом, возможно, впервые за несколько лет под эгидой заместителя мэра Тольятти по социальным вопросам Сергея Ботова возникло намерение избавить бюджет от финансирования учреждений, востребованность которых вызывает сомнения. Между тем в ходе реализации эксперимента ни одно из тольяттинских МОУ ДО не оказалось под угрозой закрытия. Все они смогли набрать нужное количество учащихся по сертификатам.

Хотя не исключено, что Ботов под видом этого эксперимента просто проводил мониторинг образовательных учреждений. Скорее всего, ему это было необходимо для того, чтобы не чувствовать себя в роли руководителя-марионетки. Ведь принципы функционирования тольяттинской системы образования настолько осложнены неформальными методами принятия решений, что человеку извне легко в ней потеряться.

Версия о том, что весь этот эксперимент с сертификатами затевался не столько для снижения издержек на содержание неэффективных МОУ ДО, подтверждается тем, что в итоге финансирование допобразования было, наоборот, увеличено. 2 февраля мэрия предоставила в ТГД для ознакомления информацию «О промежуточных итогах эксперимента по сертификации услуг дополнительного образования в городском округе Тольятти». Количественная информация к этому документу была изложена в приложениях. В приложении №1 «Количественный состав обучающихся и финансирование МОУ ДО» указано, что из 32 тольяттинских МОУ ДО в 30-ти количество обучающихся в 2009 г. по сравнению с 2008 г. снизилось, а сумма финансирования, наоборот, увеличилась. Та же тенденция обнаруживается и при изучении приложения №2 «Количественный состав обучающихся и финансирование структурных подразделений дополнительного образования МОУ».

По информации мэрии, беседы со школьниками показали, что часть детей отнесли сертификаты в организации и учреждения некоммерческого сектора, часть — оставили на память дома, а в учреждение ходят по заявлению. Всего учащихся в учреждениях допобразования в 2008-2009 учебном году насчитывается 73023. Причем из них 44 795 человек по заявлениям и только 28 228 по сертификатам.

Кроме того, наблюдатели сообщают о том, как руководители некоторых МОУ ДО просили учащихся приносить сертификаты своих знакомых и друзей, которые не числятся в каком-либо МОУ ДО.

В некоторых школах о том, что делать с сертификатами, знали только директора, которые якобы пачками передавали сертификаты в дружественные учреждения допобразования. При этом ссылались на то, что при школе будет организован некий кружок. И, соответственно, педагоги из этой школы смогут получить в нем дополнительную ставку по линии того или иного МОУ ДО, в пользу которого передавались сертификаты.

Все это показывает, что, несмотря на заявленные цели, департамент образования вряд ли был действительно заинтересован в том, чтобы сэкономить бюджетные деньги. Более того, был найден способ вопреки уменьшению количества детей увеличить финансирование МОУ ДО и сохранить их все. Кроме того, сертификация, как показала практика, никак не повлияла на искоренение проблемы приписок количества учеников.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Справка:

В настоящее время в Тольятти функционируют 54 МОУ ДО. Из них подведомственных отрасли «Образование» — 32, отрасли «Культура» — 16, «Физическая культура и спорт» — 6. В 2008 г. на финансирование МОУ ДО было затрачено 161 961 тыс. р. В 2009 г. эта сумма была увеличена до 213 943 тыс. р. Причем количество обучающихся в МОУ ДО в 2009 г. официально уменьшилось с 58 005 до 53 931.

Комментарии

Елена ПИНСКАЯ, заместитель руководителя департамента образования мэрии г. Тольятти

- Увеличение финансирования учреждений допобразования детей в 2009 г. на фоне снижения численности обучающихся связано с повышением норматива на одного обучающегося. С 1 января 2009 г. в МОУ ДО запланирован переход на нормативную систему оплаты труда, отличную от единой тарифной ставки, для чего в бюджете 2009 г. предусмотрены средства на повышение оплаты труда в размере 16% от фонда оплаты труда 2008 г. Кроме того, норматив на одного учащегося на прочие расходы в 2009 г. увеличен на коэффициент, учитывающий инфляционные процессы, а именно на 8,4%.