Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (276) | 6 апреля 2009г.
 

Обыкновенная война

Борьба за АВТОВАЗ может привести к его остановке

Сейдамет Абреков

30 марта в ОАО «АВТОВАЗ» прошло выездное заседание правительства РФ. Результатом стало решение о вливании денежных средств в автогигант. При этом визит Владимира ПУТИНА вряд ли решил главную вазовскую проблему. Борьба за контроль над автогигантом двух региональных ФПГ — Группы «СОК» и АДС «Волгопромгаз» (ВПГ) — может оказаться куда более мощной угрозой для АВТОВАЗа, нежели глобальный экономический кризис.

Велел сократить

После выездного заседания правительства РФ на АВТОВАЗе информагентства распространили сообщения о готовности государства начать активную финансовую помощь ключевым автопроизводителям. Согласно сообщению на официальном сайте АВТОВАЗа Путин сказал: «Считаю возможным внести 25 млрд. р. на восстановление текущей платежеспособности предприятия через корпорацию «Ростехнологии». Деньги будут направлены в качестве имущественного вклада, а затем переданы АВТОВАЗу в виде беспроцентной ссуды. Имущественный вклад нужно сделать как можно быстрее, до 10 мая все необходимые документы должны быть подготовлены. Уже в ближайшие дни наши государственные банки — Сбербанк, ВТБ — должны предоставить АВТОВАЗу краткосрочный кредит на сумму 8 млрд. р.».

Одним из условий господдержки стало сокращение расходов АВТОВАЗа на 19 млрд. р. Существенными составляющими этих расходов могут являться различного рода выплаты топ-менеджменту предприятия. Снижение подобных затрат станет одной из важнейших задач президента ОАО «АВТОВАЗ» Бориса Алешина. В случае если ее не удастся решить, могут еще более активизироваться различного рода силы, желающие непосредственно руководить поставками на АВТОВАЗ и сбытом автомобилей. Анализ негативной информации, распространяемой вокруг АВТОВАЗа и лично в отношении Бориса Алешина, дает основания полагать, что наиболее заинтересованными в ее появлении могут быть подконтрольная Юрию Качмазову Группа «СОК» и подконтрольная председателю правления ОАО «ОАТ» Владимиру Аветисяну АДС «Волгопромгаз» (ВПГ).

Кризис как искусство

Нынешний приезд Путина на АВТОВАЗ был омрачен сбоем в тщательно проработанном сценарии. Одна из женщин сумела несанкционированно передать ему некую записку. Как сообщили источники «Хронографа», она якобы является сотрудником клининговой компании ООО «Континент-Строй». Примечательно, что отдельные учредители и один из бывших директоров этой фирмы являются выходцами из ООО «ВИС-Сервис» и ЗАО «ВАЗ-интерсервис». Можно ли из этого сделать вывод о том, что акция была инспирирована Группой «СОК», сказать сложно. Информированные источники на автозаводе якобы не исключают версию, что заинтриговавшее всех письмо было не более чем жалобой на задержку зарплаты в «Континент-Строе». Тем не менее источники «Хронографа» не исключают и тот вариант, что данное письмо под видом защиты интересов трудящихся-вазовцев ставило целью дискредитацию нынешнего руководства АВТОВАЗа и лично Бориса Алешина. Такими основаниями может стать то, что две ведущие региональные ФПГ перешли в активную фазу борьбы за контроль над АВТОВАЗом. Пресс-секретарь Аветисяна Владимир Кастрюков и пресс-секретарь Группы «СОК» Дмитрий Румянцев не стали комментировать факт передачи письма, как и борьбу за влияние на АВТОВАЗе. Более того, вице-президент Группы «СОК» Юрий Амелин по этому поводу в телефонном разговоре с корреспондентом «Хронографа» сообщил: «Я не понимаю, о чем вы говорите, думаю, у Владимира Владимировича масса других забот и хлопот». По поводу ООО «Континент-Строй» Амелин сказал: «Не знаю, что это такое. ...Ничего не могу пояснить, я считаю это уличными сплетнями». Оказалось, что ничего не знают о тексте этого письма и руководитель профсоюзного комитета АВТОВАЗа Николай Карагин, и лидер профсоюза «Единство» Петр Золотарев.

Не исключено, что одной из причин выездного заседания правительства была попытка разобраться в ситуации на месте. В частности, одним из инструментов вливания средств в автозавод до последних событий была допэмиссия. Угроза эмиссии вылилась в активно муссируемую в СМИ информацию о том, что основным противником этой меры стал держатель блокирующего пакета концерн Renault-Nissan (см. «Хронограф» №11 (25) от 30.03.09). Сегодня представляется очевидным, что инициаторы вброса подобной информации попытались увести внимание от того, что аналогичный пакет находится у ГК «Тройка-Диалог». Если бы правительство решило за счет выкупа допэмиссии ввести нового акционера, ситуация могла выйти из-под контроля именно у «Тройки-Диалог». По мнению информированных источников, при анализе ситуации создается впечатление, что бенефициар ВПГ Владимир Аветисян оказался одним из главных претендентов на контроль над автогигантом именно благодаря председателю совета директоров ГК «Тройка Диалог» Рубену Варданяну.

«Хронограф» уже обращал внимание на изобилие слухов о назначении Владимира Аветисяна на пост президента ОАО «АВТОВАЗ» (см. «Хронограф» №8 (272) от 10.03.09). При этом возглавляемое Аветисяном ОАО «ОАТ» по-прежнему нуждается в наполнении активами, что наводит на мысль о выдавливании и поглощении ныне действующих поставщиков. Незадолго до визита Путина АВТОВАЗ проявил принципиальность в вопросе взаимоотношений с Группой «СОК». В частности, Борис Алешин в своем интервью газете «Коммерсант» заявил: «У Группы «СОК» были очень хорошие условия поставок, ими много занимались в течение 2008 г. и создавали им выгодные условия и по скорости оплаты, и по многому другому. Теперь будем вырабатывать для них стандартные подходы. Сегодня долги Группы «СОК» перед нами равны долгам АВТОВАЗа перед группой за поставленные машинокомплекты для сборки LADA на ИжАвто. И у СОКа категоричная позиция: они не хотят делать взаимозачет. Я, в отличие от Группы «СОК», не делаю движений в сторону остановки ИжАвто, поскольку понимаю, что за этим стоят люди. И мы будем делать все, чтобы произошел взаимозачет и между группой СОК, и нами».

Заявлению Алешина противоречит комментарий пресс-секретаря группы Дмитрия Румянцева: «Мы постоянно говорили о том, что необходимо менять схему расчетов для того, чтобы дать возможность всем поставщикам нормально работать. Очевидно, что кризис затронул весь автопром и мы все находимся в одной лодке. Мы не раз предлагали руководству АВТОВАЗа совместными усилиями найти выход из сложной ситуации. Однако ответа на наши устные обращения мы так и не получили. Больше всего от новой схемы оплаты, внедренной АВТОВАЗом, страдают наши субпоставщики, т. к. они могут работать только с «живыми» деньгами».

Аналогичное противоречие наблюдается и в вопросе увольнения 5тыс. работников ОАО «ИжАвто». Эта информация на прошлой неделе была распространена рядом СМИ. При этом источники на самом предприятии заявляют, что до увольнений дело пока не дошло, на заводе продолжается выпуск LADA-2104. Официальных комментариев по сложившейся ситуации на момент подготовки номера получить не удалось.

Незадолго до визита Владимира Путина в изданиях холдинга «Медиа-Самара» были опубликованы материалы о 26 вице-президентах ОАО «АВТОВАЗ». По информации «Хронографа», эта устаревшая информация была получена СМИ, подконтрольными Владимиру Аветисяну, официально. Несмотря на то что, по неофициальной информации, число вице-президентов якобы уже достигло 43, это не помешало СМИ холдинга вбросить месседж о чрезмерно раздутом аппарате управления на автогиганте.

На эти события накладывается формирующийся альянс профсоюза «Единство», депутата ТГД Борислава Гринблата, руководителя общественного движения «За социальную справедливость» Маргариты Лозы и тольяттинских коммунистов. Данная группа лиц и организаций намеревается зарабатывать политические дивиденды на теме роста тарифов в общежитиях АВТОВАЗа и опасных последствиях передачи вазовской социалки на баланс тольяттинского муниципалитета.

Таким образом, налицо признаки информационной войны. Если предположить, что неформальная информация о претендентах на пост первого руководителя АВТОВАЗа соответствует действительности, то мотивы этой войны становятся очевидными.

В качестве претендентов на пост главы АВТОВАЗа разные источники называют Владимира Аветисяна, генерального директора ОАО «ИжАвто» Михаила Добындо, президента ОАО «Лада-Сервис» Александра Пронина, вице-президента ОАО «АВТОВАЗ» Виталия Вильчика, а также генерального директора ОАО «КамАЗ» Сергея Кагогина. Фигура Аветисяна говорит сама за себя. Добындо и Пронина в разной степени связывают с Группой «СОК». Вильчик означает возврат к старому менеджменту, что, собственно, тоже можно считать выгодной для СОКа версией. Косвенным подтверждением этой версии можно считать попытку «Медиа-Самары» нанести удар по местному отделению «Единой России». А вот Кагогин, являющийся братом министра промышленности и торговли Республики Татарстан Александра Кагогина, вполне мог являться креатурой Кремля на случай, если вливание денег в АВТОВАЗ прошло бы по схеме размывания пакета «Тройки».

Ставка больше, чем автопром

Срыв сделки по обмену «Лада-Сервис» на ИжАвто в первую очередь ударил по СОКу. При этом источники, близкие к группе, заявляют, что СОК якобы сам отказался от завершения сделки ввиду плохого состояния сбытовой сети АВТОВАЗа. В то же время один из источников сообщил, что СОК уже успел прокредитоваться в расчете получить новые активы по этой сделке. В любом случае в период падения покупательной способности населения неопределенность с менеджментом «Лада-Сервис» явно не улучшила ситуацию со сбытом вазовской продукции.

Кроме того, как сообщают источники, в результате временного прекращения поставок 5 марта (см. «Хронограф» №8 (272) от 10.03.09) Группа «СОК» не смогла получить «живых» денег. После этой «акции» ряд СМИ опубликовали материалы о том, что тольяттинские банки не принимают в обеспечение вазовские векселя. Одновременно источник в СОКе не опроверг информацию, что в случае атаки на свои предприятия группа в качестве ухода от поглощения может использовать технологию банкротства (см. «Хронограф» №8 (272) от 10.03.09).

В результате вышеизложенного напрашивается вывод, что кризис на АВТОВАЗе в значительной степени обусловлен не только объективными экономическими причинами, а еще и стремлением ФПГ установить над ним контроль. В любом случае экономический коллапс Тольятти и удар по экономике Самарской обл. -слишком высокая цена за кресло президента автогиганта. Представители ВПГ и СОКа не стали комментировать сложившуюся ситуацию.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.