Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (275) | 30 марта 2009г.
 

Посчитали недошедших

Четыре страховые компании покинули нишу ОСАГО в Самаре

Илья Круговой

19 марта Российский союз автостраховщиков (РСА) утвердил список компаний, имеющих финансовые гарантии союза на работу с полисами ОСАГО. В этот список не попали восемь организаций, четыре из которых — ОАО «Инкасстрах», САО «Метрополис», ООО «Страховая группа «Корона», СК «Руссобалт» — страховали автомобилистов на территории Самарской обл.

Причиной потери доверия РСА послужило нежелание или невозможность для этих компаний пересмотреть условия работы в реалиях введенного прямого урегулирования убытков, в частности, не внесенные вовремя в банки необходимые страховые депозиты на случай банкротства компании-страховщика. С 1 марта согласно новым правилам автострахования, за компенсацией ущерба пострадавшие в ДТП могут обращаться в свою страховую компанию. Введение новой нормы потребовало глобального пересмотра отношений между страховыми компаниями и РСА. После продолжительных консультаций был выработан единый документ, подробно регламентирующий новые отношения на рынке автомобильного страхования. По условиям подписанного страховщиками соглашения все компании должны были внести в банки своеобразные «гарантийные» депозиты, на случай если они в будущем не смогут или не захотят рассчитаться по выставленным им претензиям от страховщиков тех водителей, которые пострадали в аварии. Размер каждой такой «гарантии» был рассчитан строго индивидуально, исходя из средней суммы ежемесячных выплат или из половины суммы премий, собираемых тем или иным страховщиком. Изначально предлагалось положить на депозиты по 18 млн. р. Но затем минимальный порог депозита был снижен до относительно щадящих, по оценкам экспертов, 3 млн. р. Тем не менее подпись под документом поставили не все страховщики. Часть компаний обосновала это тем, что до сих пор этот договор между страховщиками и РСА не одобрил Минфин и под него нет утвержденной законодательной базы.

Инкасстрах автогражданкой больше не занимается
Инкасстрах автогражданкой больше не занимается

В частности, от участия в автогражданке отказались входящее в состав группы «Ренессанс Страхование» страховое общество «Прогресс-Нева», челябинская ОАО СК «СКМ» и екатеринбургская СК «УралРосс». Не поступило никакой реакции на соглашение от СФ «Асопо», СК «Метрополис» и «Руссобалт». Последние две имеют филиалы в Самаре. Но у «Руссобалт» была недавно отозвана лицензия, и, по данным «Хронографа», сейчас компания якобы находится в процессе банкротства. С представителями СК «Метрополис» связаться не удалось: телефоны самарского офиса не отвечают, а официальный сайт компании закрыт.

Проблемы у РСА возникли и с подписавшими договор компаниями. Так, в установленный срок гарантийные депозиты, необходимые для обеспечения проведения расчетов в рамках прямого урегулирования в системе ОСАГО, не внесли СГ «Корона», самарское ОАО «Инкасстрах», и некоторые другие компании, что в РСА сочли заочным отказом от участия в программе ОСАГО.

В Самаре СГ «Корона» еще в начале марта заявила о закрытии местного филиала, работавшего в городе с 2002 г. А в ОАО «Инкасстрах» заявили, что ОСАГО они больше не занимаются. Тем не менее, как стало известно «Хронографу», информация о компании в списке других «задолжавших» по гарантийному депозиту уже направлена в Росстрахнадзор.

Любопытно, что многие компании, вошедшие в этот список, сейчас продолжают продавать полисы ОСАГО. Тем самым, по мнению ведущего аналитика ИК «Финам» Дмитрия Баранова, «создавая ситуацию неопределенности». «Если в дальнейшем будет принято решение об отзыве лицензии у этого страховщика, то автовладельцы, купившие у него полис, окажутся в затруднительном положении, а компании не смогут выполнить взятые обязательства». В таком случае автовладельцам останется лишь подать иски и попробовать получить компенсации по ОСАГО в самом РСА, заново собрав все бумаги из ГАИ. По оценкам руководителя проекта прямого урегулирования и европротокола РСА Андрея Юрьева, пока такой возможностью воспользовалось около 300 водителей со всей России.

Комментарии

Андрей ЮРЬЕВ, руководителя проекта прямого урегулирования и европротокола РСА

- Введение таких депозитов — вынужденная мера. Сегодня общий размер компенсационного фонда РСА, который предназначен для выплат в случае банкротства или отзыва у страховщика лицензии, составляет около 2,5 млрд. р. И за прошедший период РСА потратило из него почти половину, рассчитавшись по обязательствам

26 компаний с отозванной лицензией. Самые крупные выплаты пришлись на «Генеральный страховой альянс» — примерно 250 млн. р. обязательств, около 200 млн. р. -на СК «Дженерал Резерв», около 100 млн. р. — на СК «Асто-гарантию», порядка 60 млн. р. — на СО «Русско-балтийское». Для предупреждения подобных ситуаций РСА принял решение требовать документы от страховых компаний, как только на них начинает поступать большое количество жалоб.