Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (275) | 30 марта 2009г.
 

Французское вмешательство

Renault может помешать господдержке АВТОВАЗа

Денис Федоров

Правительство РФ рассматривает возможность докапитализации государственной корпорации «Ростехнологии» для оказания господдержки ОАО «АВТОВАЗ». Автозавод может провести допэмиссию на сумму не менее 10 млрд. р., но акционер предприятия — концерн Renault — может не допустить размывания своей доли. Эксперты считают, что пока основной мерой поддержки АВТОВАЗа остаются госгарантии.

23 марта в правительстве РФ обсуждалась возможность докапитализации государственной корпорации «Ростехнологии» для оказания господдержки ОАО «АВТОВАЗ». ГК «Ростехнологии» по-прежнему ждут от правительства госгарантий в 26 млрд. р. для погашения долгов и поддержания деятельности компаний различного профиля, переданных государством в уставный капитал госкорпорации.

По данным федеральных СМИ, первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов заявил: «Ситуация может привести нас к решению о докапитализации компании путем размещения дополнительных акций, а эти дополнительные акции нужно кому-то приобретать.

Все существующие акционеры, включая иностранного акционера и основного инвестора — Renault, будут иметь возможность внести деньги». Эксперты считают, что концерн Renault не допустит допэмиссии. Кроме того, глава евразийского отделения Renault Кристиан Эстев заявил, что французский автопроизводитель будет выступать против идеи проведения дополнительной эмиссии акций АВТОВАЗа, в капитале которого он владеет 25-процентной долей, и при этом не готов оказывать российскому партнеру прямую финансовую помощь.

Эксперты считают, что Renault может одобрить допэмиссию АВТОВАЗа только в том случае, если при этом его пакет не будет размыт, а права не будут ущемлены. «Акционеры из Renault понимают, что долг завода надо как-то ликвидировать, давать собственные средства для этого они вряд ли намерены, а допэмиссия — вполне удачный способ получить хотя бы часть средств», — считает Романов.

Если АВТОВАЗу не удастся разместить дополнительную эмиссию акций, способов по выведению предприятия из долговой ямы остается немного: или само государство погасит его долги, что маловероятно, или предоставит госгарантии. Также возможно, что заводу предоставят кредит госбанки.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что шанс получить господдержку у компании есть. «Но вряд ли завод получит всю запрошенную сумму (для погашения полной задолженности заводу требуется около 26 млрд. р.). Если ему и будут выделены средства, то, скорее всего, их объем не превысит 10 млрд. р., а она, в свою очередь, будет разбита на меньшие транши — по 1-2 млрд. р. -и растянута по времени до конца года. Т.е., чтобы не тратить все сразу, власти будут давать средства постепенно и смотреть на состояние экономики в целом и завода в частности. Считаю, что как только ситуация начнет улучшаться и спрос на машины пойдет вверх, власти перестанут давать заводу деньги», — полагает эксперт. Чистый убыток ОАО «АВТОВАЗ» по итогам 2008 г. ожидается на уровне 6,2 млрд. р., операционная прибыль — на уровне 150 млн. р. Общий долг ОАО «АВТОВАЗ» на настоящий момент составляет 44 млрд. р.