Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (275) | 30 марта 2009г.
 

Вексельные игры

АВТОВАЗ рассчитается по новой схеме

Сейдамет Абреков

С 1 апреля ОАО «АВТОВАЗ» видоизменил схему погашения задолженности перед поставщиками за 2008 г. 50 % этой задолженности будет погашаться векселями АВТОВАЗа серии АБД. К досрочному выкупу эти векселя будут приниматься в ЗАО КБ «Автомобильный банкирский дом» (АБД). Оставшаяся часть задолженности за 2008 г. будет погашаться векселями других банков. АВТОВАЗ пытается избавить своих поставщиков от возможной остановки производства и банкротства. Однако сам АВТОВАЗ из-за перепроизводства может прекратить работу с мая по сентябрь. Следом могут остановить свои конвейеры ОАО «КамАЗ» и Группа «ГАЗ». Не исключено, что для решения этих проблем сегодня, 30 марта, прибудет в Тольятти премьер-министр РФ Владимир ПУТИН.

Выбор сделан

Новая схема расчета подразумевает, что 50% задолженности за поставки 2008 г. поставщики смогут получить, предъявив векселя в тольяттинский офис АБД. В случае досрочного выкупа предусмотрен максимальный дисконт 16 %. При приближении даты гашения ставка дисконта уменьшается. Эта схема расчета с поставщиками не корреспондируется с информацией, появившейся на прошлой неделе в СМИ о том, что якобы банки не хотят работать с вазовскими векселями. «Центробанк еще в начале марта включил в ломбардный список векселя ОАО «АВТОВАЗ», которыми автозавод с конца прошлого года расплачивается с поставщиками. Однако тольяттинские банки отказываются кредитовать поставщиков под залог бумаг из-за высоких рисков», — пишет газета «Коммерсант». Стоит отметить, что в отличие от конкурентов АБД аффилирован АВТОВАЗу. Весьма странно, что АБД не упоминался в сообщении «Коммерсанта». В связи с чем некоторые эксперты оценивают информацию этой газеты как не совсем верную.

Остановка по требованию

Нынешняя ситуация показывает, что АВТОВАЗ проиграл, не остановив работу еще в 2008 г. В результате АВТОВАЗ накопил более 90 тыс. непроданных автомобилей. «В октябре мы оказались перед выбором: работать дальше или остановить конвейер, снизить складской запас до минимума (т.е. до 30-40 тыс. машин) и полностью рассчитаться с поставщиками. Мы проанализировали оба варианта и поняли, что если в октябре остановимся, то после Нового года уже не запустим конвейер. К тому моменту и ГАЗ, и КамАЗ уже не один раз останавливались, и единственным крупным заказчиком у поставщиков автокомпонентов остались мы. Кредитование поставщиков на тот момент «схлопнулось», и, если бы еще и АВТОВАЗ перестал закупать компоненты, поставщики бы Новый год не пережили, а без них потом вообще никто бы не заработал.

Государство внимательно отслеживает ситуацию на АВТОВАЗе
Государство внимательно отслеживает ситуацию на АВТОВАЗе

Поэтому мы решили работать до конца декабря, чтобы наши поставщики работали вместе с нами и закончили год с хорошей финансовой отчетностью. Мы уже тогда понимали, что впоследствии эта отчетность позволит им кредитоваться под выпущенные нами векселя», — рассказал Борис Алешин в интервью «Коммерсанту». Однако серьезное снижение объемов производства в 2008 г. помогло бы уменьшить налогооблагаемую базу при уплате НДС и налога на прибыль.

Кроме того, если бы АВТОВАЗ решился остановить конвейер в конце 2008 г., то поставщикам не было бы необходимости тратить средства на покупку необходимых для производства материалов. Т.е. поставщики остались бы при «кэше», наличие которого в нынешней ситуации зачастую играет определяющую роль для функционирования предприятий. Кроме того, хорошая финансовая отчетность за 2008 г. сейчас особо не помогает поставщикам получать необходимые банковские кредиты. По имеющейся информации, АВТОВАЗ рассчитывает на продажу в 2009 г. 590 тыс. автомобилей. Однако, учитывая ситуацию на рынке, можно говорить о 350-400 тыс. автомобилях. Если учесть, что более 90 тыс. уже произведены, то АВТОВАЗу (для того чтобы снизить товарные запасы) до конца 2009 г. необходимо произвести не более 300 тыс. автомобилей. Для того чтобы избежать перепроизводства, АВТОВАЗ вынужден будет остановить работу. По имеющейся информации, конвейер может не работать с мая по сентябрь. Причем в мае и июне работники будут получать оплату из расчета 2/3 от среднемесячного заработка. По сведениям источников, близких руководству АВТОВАЗа, проект приказа об этом уже готов. Для соблюдения требований законодательства и коллективного договора, действующего на АВТОВАЗе, официально приказ должен выйти в первых числах апреля. Однако говорить утвердительно, что приказ будет выпущен сегодня, нельзя. Как сообщил источник, решение по данному приказу будет приниматься исходя из объемов продаж. Кроме того, в мае за счет праздников и без вынужденной остановки каникулы на автогиганте составят 10 дней.

Секретная цель

Нормальное функционирование некоторых поставщиков АВТОВАЗа (также являющихся еще и поставщиками КамАЗа и ГАЗа) в любом случае оказалось в подвешенном состоянии. После того как АВТОВАЗ остановится на несколько месяцев, работа некоторых поставщиков на эти заводы из-за невысокого уровня сбыта окажется нерентабельной. Кроме того, эксперты отмечают, что в случае сохранения рецессии на автомобильном и финансовом рынках во II-III кварталах 2009 г. эффект отложенных платежей усилит давление на автопроизводителя.

К примеру, долг АВТОВАЗа только перед Европейской подшипниковой корпорацией (ЕПК) составляет около 200 млн. р. Руководство ЕПК заявляет, что если деньги не начнут поступать, то компания может пойти на массовые увольнения. По словам генерального директора ОАО «Управляющая компания ЕПК» Александра Копецкого, учитывая, что «автозавод за последние три месяца не перечислил ЕПК ни копейки, корпорация не имеет возможности закупить металл и трубную заготовку под вазовский подшипник, металлурги в свою очередь выставляют сегодня очень жесткие условия по оплате».

По мнению аналитиков, вексельная схема ОАО «АВТОВАЗ» может быть выгодна только для ОАО «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ), председателем правления которой является Владимир Аветисян. По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, «вексельная схема для ОАТ может быть выгодна тем, что, учитывая ее государственное происхождение и тесные связи с АВТОВАЗом, есть шанс, что завод сможет давать ей больше денег, чем ранее планировалось по вексельной схеме — от 40% до 50% оплаты продукции «живыми деньгами». «Векселя АВТОВАЗа — это бумаги одной из крупнейших компаний страны, и ОАТ сможет предлагать их своим поставщикам, тем самым экономя свои деньги», — считает эксперт. Но добиться финансового контроля над АВТОВАЗом, по мнению экспертов, Владимиру Аветисяну не удастся, потому что государство строго следит за финансовой ситуацией на АВТОВАЗе и не позволит кому бы то ни было получить даже малейшее влияние на финсистему завода, не говоря уже о контроле над ней.

Не исключено, что именно для решения проблем во взаимоотношениях автомобилепроизводителей и их поставщиков сегодня в Тольятти приезжает премьер-министр РФ Владимир Путин. Примечательно, что о цели визита официально не сообщается. Создается впечатление, что визит президента Торгово-промышленной палаты РФ Евгения Примакова был не более чем обеспечительной мерой для основного мероприятия.