Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (275) | 30 марта 2009г.
 

Амроян — Мартынов:

Люди не местные

Егор Кошеров

Харизматичные лидеры ведут себя в схожих обстоятельствах отнюдь не всегда одинаково. Экономический кризис на героях этого «Двойного портрета» отражается по-разному. И это несмотря на то, что статус жигулевских бизнесменов и депутатов Рубика АМРОЯНА и Николая МАРТЫНОВА на первый взгляд может показаться многим весьма схожим. К тому же для того и другого Жигулевск не является родиной в прямом смысле этого слова. Но оба они — и Амроян, и Мартынов — с годами сроднились с небольшим городом на Волге. Говорить о них — значит в известном смысле характеризовать и Жигулевск.

Факты

Николай Мартынов прибыл в Жигулевск на постоянное место жительства, в отличие от своего нынешнего коллеги по Жигулевской городской думе (ЖГД) Рубика Амрояна, сразу, что называется, «на белом коне». Случилось это в сентябре 1993 г. Научно-производственная фирма «Мета» зарегистрирована в Жигулевске 18 февраля 1994 г. Но еще в июле 1989 г. при непосредственном участии Мартынова был разработан и запущен по заказу главного управления ГАИ МВД СССР в серийное производство портативный дымомер МЕТА-01. Мартынов создал в Ташкенте в качестве небольшого производственного кооператива фирму «Мета» лишь годом раньше получения контракта с ГАИ — 14 мая 1988 г.

В Жигулевске продукция «Меты» появилась в августе 1989 г. Примерно в это же время главой города стал Сергей Балахонов. Молодые и амбициозные инженеры Балахонов и Мартынов — оба технари по образованию — быстро, судя по всему, нашли общий язык и с самого начала друг другу помогали. Николая Мартынова Жигулевск пленил природой, близостью к АВТОВАЗу и, как выяснится чуть позже, к Грушинскому фестивалю. Становясь одним из главных поставщиков тестового оборудования для силовой структуры целой страны, важно было стать ее гражданином. У Мартынова все получилось, пусть и не без некоторых накладок в процессе переезда. К примеру, часть ташкентского оборудования «Меты» застряла на границе. Таможня пропустила только специалистов. Мартынов часто впоследствии повторял, что главный его капитал — это люди.

Рубик Сережаевич в Жигулевске появился раньше Мартынова. Хотя главным пекарем Жигулевска стал немного позже. В середине 90-х с приходом Амрояна на старый жигулевский хлебозавод началось его возрождение. Жигулевцев до этого кормили хлебом Тольятти, Сызрань, Самара. Сегодня ОАО «Жигулевский хлебозавод» выпускает более 150 наименований хлебобулочных и кондитерских изделий в количестве 6-7 т в день. Хотя потенциал завода — 40 т изделий в сутки. В 60-е гг. почти так и было: завод выпускал до 34-35 т хлеба. До того как принять на себя хлебозавод, Амроян успел поработать в Жигулевске простым шиномонтажником в частной фирме на московской трассе М5 и заместителем директора завода железобетонных изделий.

На хлебопекарском поприще Амрояна поддерживал самарский мукомольный завод №2, давая отсрочки по платежам. Также, по словам Амрояна, откликнулись его московские друзья, у которых удалось одолжить материалы и деньги в виде беспроцентной ссуды.

Хотя секрет достижений Рубика Амрояна многие усматривают в том, что одним из основных дольщиков в уставном капитале Жигулевского хлебозавода наряду с Арменуи Аветисяном и племянником Рубика Амрояна Шатеном Амрояном является Лидия Балахонова, супруга Сергея Балахонова. Хотя Амроян утверждает, что покупка акций (что-то около 8% от общей доли) Лидией Балахоновой произошла без его ведома, на свободном рынке и явилась для него самого сюрпризом. Сам Рубик Амроян владеет на сегодняшний день около 25% акций своего предприятия. Более 50% находятся в руках людей, которым Амроян, по его собственным словам, полностью доверяет.

И Амроян, и Мартынов являются обладателями многих наград и званий, среди которых у первого, к примеру, имеются такие громкие, как «Серебряный Крест» и золотой орден «Слава Нации» за благотворительность. По некоторым источникам, Амроян является почетным гражданином Армении. Мартынов же совсем недавно, 21 февраля, в день рождения г.о. Жигулевск, стал победителем в номинации «Человек года» в рамках акции «Признание-2008». Определен он таковым якобы посредством опроса жителей, который проводился волонтерами. В голосовании приняли участие, как утверждают в мэрии, 1500 жигулевцев.

Мифы

По поводу этой победы Николая Мартынова существует миф, что нынешний мэр Жигулевска Александр Курылин обнаружил неожиданную ревность к победителю и что якобы даже порывался отменить результаты народного голосования. Но этого не случилось.

Отвечая на вопросы «Хронографа», Амроян большинство мифов по поводу своей персоны решительно отмел. Мартынов ни один из мифов опровергать пока не стал. Вместо этого пресс-служба ЗАО НПФ «Мета» предложила обговорить вариант интервью с Мартыновым.

Одна из самых главных тем мифотворцев: оба в силу своей популярности в Жигулевске могли бы и в 2005 г., и в 2008 г. спокойно претендовать на роль мэра. Подчиненные и коллеги Мартынова, сразу после того как объявил о своей отставке Балахонов, якобы даже поздравляли с перспективой возглавить городскую администрацию.

Сегодня мифотворцы строят предположения, что они могли получить негласную договоренность с Курылиным не мешать друг другу в этом городе. Притом что и Мартынов, и Амроян не скрывают, что имеют крепкую поддержку в столице России. В случае с Мартыновым это так называемые мифические «генералы» в Москве, о которых любит рассуждать чуть ли не каждый второй жигулевец. У Амрояна, по мнению непосвященных, поддержкой якобы служит пресловутая диаспора. Сам Рубик Сережаевич это отрицает, упоминая неких друзей, которые далеко не обязательно одной с ним национальности.

По поводу госзаказов скромного кооператива «Мета» в конце 80-х гг. существует миф, что дело якобы не обошлось без некоего человеческого фактора. В это, кстати, легко поверить, хотя бы единожды понаблюдав, как легко Николай Васильевич при первой же встрече с официальной делегацией мэрии одного из городов Польши накладывает с руки плов якобы прямиком в рот изумленному руководителю польского департамента образования. Пусть даже происходит это в его собственном ресторане «Евразия».

Оба этих человека росли, как говорят мифотворцы, отнюдь не в богатых семьях. Мартынов как будто бы рассказывает, как в детстве он носился босиком по пыльным улицам. Амроян признается, что был не первым ребенком в огромной, по нынешним меркам, кавказской семье. Отец воспитывал юного Рубика в атмосфере понимания, что благосостояние достигается исключительно тяжким и кропотливым трудом.

Прогнозы

Рубик Амроян в ЖГД уже не первый созыв. И избирается по красивому (под стать его ярким костюмам и галстукам) округу №20.

Это живописные села вдоль побережья Волги: Богатырь, Солнечная Поляна, Ширяево, а также пансионат милосердия, где голосуют наверняка очень дружно. Вряд ли Амроян откажется от идеи баллотироваться в депутаты снова. Тем более что экономическую лихорадку в стране и мире прогнозируют многолетнюю. А как говорил Мартынов: «Никому в кризис ничего не надо, кроме хлеба и зрелищ».

Одно из хобби Амрояна — боулинг, известный своей философской размеренностью и основательностью — вроде как подтверждает эту версию. Но Рубик Сережаевич говорит, что играет в него редко, и очень удивился, что в поисковике в сети на имя «Рубик Амроян» всплывает фото, где он с шаром для боулинга в руках. Кроме производства хлеба, приносящего, по словам Амрояна, больше хлопот, чем доходов, генеральный директор ОАО «Жигулевский хлебозавод» все больше участвует в строительном бизнесе и сдает в аренду помещения.

У Николая Мартынова перспективы, в особенности краткосрочные, менее радужные. Кризис принес ему неприятности. 15 лет стабильности настолько укрепили в сознании директора и хозяина «Меты» уверенность, что в последние годы он стал слишком увлекаться экстремальной благотворительностью. Благотворительностью, напомним, известен и Амроян. Только у того она другого, более традиционного характера. У Мартынова знаменитая и при этом крайне дорогостоящая игрушка — фестиваль бардовской песни им. Валерия Грушина. Одна аренда около 140 га земли обходится бизнесмену в 3,5 млн. р. в год. На средства «Меты» строятся вблизи Мастрюковских озер дороги, подводится к ним электричество, питьевая вода, возводятся домики для туристов. Каждое из этих бунгало большую часть сезона пустует, а содержание только одного из них стоит, по оценке некоторых сотрудников «Меты» и НП «Фестивальный Парк», 1800 р. в сутки. В общем, расходы есть, и на фоне кризиса они стали обременительными даже для «Меты». Основная статья доходов Мартынова — госзаказы — попали недавно под сокращение. Выручка ЗАО НПФ «Мета» в сотни раз превышала когда-то обороты ОАО «Жигулевский хлебозавод», составляла в год десятки млн. евро. Сегодня ситуация изменилась. НПФ «Мета» вынуждена экономить. К примеру, Мартынову каким-то образом удалось за сумму, меньшую 1 млн. р., выкупить здание Жигулевского AT П. Теперь он может отказаться от арендуемых «Метой» производственных помещений радиозавода. В общем, Мартынову пока не до политики. И выборы в ЖГД следующего созыва, которые должны состояться в 2010 г., может быть, ему придется пропустить.

Цитата:

- Мы взяток никому не даем и сами себе являемся крышей. Ни от одного слова, которые я говорил по поводу Александра Курылина во время предвыборной кампании на пост мэра города Жигулевска, я не отказываюсь. Другое дело, что я не занимался специально какой-то деятельностью в поддержку нынешнего мэра города. Я просто имел в виду, что он хороший бизнесмен, и рассчитываю до сих пор на то, что его качества профессионального предпринимателя помогут навести в Жигулевске порядок. Судить же о результатах его работы пока рано. Цыплят по осени считают. (Из интервью Рубика Амрояна газете «Хронограф»)

- Мы надеемся, что наши деловые связи будут укрепляться, а торговые отношения прибавят радости от общения и выгоды от результатов. Мы испытываем глубокое удовлетворение от того, что принимаем активное участие в общем движении за безопасность на дорогах, за чистый воздух в городах и безопасность общественной жизни, а специальная техника от фирмы «Мета» помогает силовым структурам страны поддерживать правопорядок. (Из обращения Николая Мартынова с официального сайта НПФ «Мета»)