4 мая в художественном музее «Тольяттинская картинная галерея» открылась выставка «Искусство Италии XX в.». Работы двух итальянских художников Эрнесто ТРЕККАНИ и Маттео МАЗИЭЛЛО предоставлены тольяттинскому музею Кировским областным художественным музеем им. Виктора и Аполинария Васнецовых. Выставка проходит при поддержке ООО «Тольяттинский Трансформатор».
Интеллектуальная живопись Маттео Мазиэлло и антифашистская графика Эрнесто Треккани относятся к реалистическому направлению современной живописи. Экспозиция выставки открывается графикой Треккани. Его картины в основном представляют собой портреты девушек, мужчин и группы людей. Названия не дают никакой подсказки для разгадки задуманного художником смысла. Картины обозначаются просто: «Портрет», «Мужской портрет», «Два лица», «Портрет человека в шляпе» и т.п. При поверхностном взгляде они кажутся легкими и лишенными какой-либо социальной подоплеки. Более тщательная оценка дает представление о контексте портретов: отношения между людьми под давлением окружающего мира, мысли, которые не высказываются вслух, и неуверенность в своих устоях. Контекст подтверждается при наложении на творчество художника его биографии и политической ситуации, в которой он творил. Эрнесто Треккани создавал свои произведения в условиях фашизма и не принадлежал к официальному искусству. Он один из тех художников, который своими произведениями выражал протест существующему строю. В этом, как считает старший научный сотрудник художественного музея «Тольяттинская картинная галерея» Светлана Соболекова, и состоит ценность его работ. «Каждая его картина индивидуальна, что не соответствовало принципам царящей идеологии. Некоторые работы затрагивают бытовые проблемы, что также противоречило духу фашизма. Цель его картин — пробудить личность в условиях, когда ее пытались подавить. В его работах чувствуется итальянский темперамент — художник за одно мгновение мог набросать образ и внести настроение. В 17 лет он открыл журнал «Жизнь молодежи», переименованный позже в «Корренте», который приучил его к оперативности, поэтому он выбрал графику — самый быстрый способ передачи информации в художественном искусстве». | | По ее словам, работники музея ожидали увидеть совсем другие картины, просмотрев аннотацию от Кировского музея, — тяжелые и мрачные. Но присланные работы оказались простыми для восприятия, с акцентом на образ и настроение, с опорой на семью и сплочение людей. Таковы «Мать и дитя», «Итальянский пейзаж», «Портрет на пестром фоне», кубические мотивы в «Четырех лицах», «Птица и цветок», «Голова», «Три детских лица». Для его графики характерны активные, экспрессивные формы реализма: энергичная обрисовка объемов и динамичная композиция. Современное искусство в основной своей массе имеет специфическую черту — либо выражает сиюминутное отношение к действительности на данный момент, либо перерабатывает признанных деятелей и создает римейки. К первому можно отнести Треккани, ко второму — Мазиэлло. Маттео называет свою живопись интеллектуальным процессом. «Он творил позже Эрнесто, — рассказывает Светлана Соболекова, — когда влияние фашизма стало постепенно угасать и в обществе назрела необходимость вспомнить духовное наследие, истоптанное фашистами. В своих картинах он перерабатывает известные мифические и библейские сюжеты, по-другому их выстраивает, тем самым формулируя свое отношение». Во всех картинах присутствует множество лиц, которые совершают какие-то действия, выражают чувства или просто думают. В одной картине несколько смысловых линий, объединить которые удается только при поиске связей между отдельными деталями и персонажами. На одном полотне, например картине «№1», рядом сосуществуют разврат, скотоподобие человека и настоящая любовь. Среди картин с библейскими и мифическими сюжетами — «Житие Святого Николая», «Снятие с креста», «Аталанта и Гиппомен», «Амур и Психея». Маттео Мазиэлло внедряет в свои работы разные направления: кубизм, сюрреализм и абстракционизм. Зачастую его реализм пугает своей откровенностью и прямолинейностью в изображении людских пороков. Мазиэлло считается непрофессиональным художником, но его выставки проводятся во многих городах мира. | | Этих двух на первый взгляд разных художников объединяет одно -время, в котором они жили, режим, которому они сопротивлялись. Скорее всего, на этом основании художников объединил Кировский музей, ведь именно предоставляющий картины музей формирует выставку. Над ней художественный музей работал ровно год. «Эта выставка стала началом сотрудничества с таким известным, имеющим более чем столетнюю историю музеем, как Кировский областной художественный музей им. Васнецовых, — рассказывает директор художественного музея «Тольяттинская картинная галерея» Марина Баранова. — Наш музей только развивается. И мы делаем первые шаги в организации таких масштабных выставок. Благодаря работе нашего попечительского совета с нами дружат многие именитые музеи». На открытии выставки представитель общественной приемной президента в Самарской области Алексей Борисов от имени попечителей отметил, что работа по организации выставок продолжается и что на конец года для тольяттинцев запланировано несколько сюрпризов. Марина Баранова раскрыла «Хронографу» этот секрет: «Продолжая сотрудничество с Кировским областным музеем, мы планируем привезти титанов искусства Возрождения и декоративно-прикладное искусство Вятки. Далее наш художественный музей рассчитывает провести выставку из фондов Пушкинского музея, которая планируется в ноябре 2006 г. Сейчас мы ведем переписку с Омским областным музеем по русской живописи». Проведение таких выставок является дорогостоящим занятием. Большие средства затрачиваются на охрану, перевозку, сигнализацию и системы поддержания температурного режима. Без выполнения этих условий хорошую коллекцию картин иногородние музеи просто не дадут. Поэтому от спонсорского участия города и предприятий напрямую зависит эксклюзивность выставок, привозимых для тольяттинских зрителей |